(М. В. Медведева) Идеализация синематических образов Как инструмент нейропрограммирования

УДК 791.43.049.1.067

Актуальность проблемы темы данного исследования обусловлена интенсивными изменениями, происходящими в системе кинематографа, которые задают новые ориентиры в обществе и влияют на развитие личности в современных условиях.

Цель работы – выяснить, действительно ли посредством кино можно влиять на подсознание человека; проследить путь репрезентации личности в кинематографе, формирование нового типа личности как принцип построения социума от части к целому. В связи с этим решались следующие задачи: определение и выявление механизмов манипуляции сознанием зрителя; анализ принципов воздействия кинообразов  на подкорку и поиск путей нейтрализации нейропрограммирования.

Объект исследования – идеализация синематических образов как инструмент нейропрограммирования.

Предмет исследования – психологическая технология, используемая в кинематографе.

Теоретические и методологические основы исследования: принципы кинопедагогики Ю. Н. Усова [7]; концепция медиа-образования А. В. Федорова [5]; теоретические положения психологии искусства и учения о высших психических функциях Л. С. Выготского [2]; теория восприятия текста и положения о киновосприятии Н. И. Жинкина [3]; концепция киноязыка Ю. М. Лотмана [4]; теория психических состояний Ф. Д. Горбова [6].

В процессе исследования использовались следующие научные методы: наблюдение, сравнение, анализ, обобщение.

Научная новизна исследования заключается в результатах комплексного и системного исследования феномена кинематографа, отражающих  его специфику, психологические основы, механизмы и функции, условия эффективности, а также общие и специфические параметры воздействия кино на психику человека. Проведен теоретический анализ отечественных и западных исследований по проблемам влияния аудиовизуальных средств на личность, методов кинотерапии, а также специальной литературы по киноискусству.

Практическая значимость работы состоит в разработанной в ходе исследования методике анализа потенциала фильмов с точки зрения их влияния на психику человека. Выделены определённые функции и жанры кинематографа и их специфические возможности.

Кинематограф – это вид искусства, который являет собой синтез театра, музыки, фотографии, изобразительного искусства, достижений в оптике, механике и физиологии. Ни один из видов искусства не имеет такого многообразия выразительных средств, как кинематограф. Зарождение кино произошло на рубеже ХIХ – ХХ вв. под влиянием потребностей общества осмыслить свою историю, жизнь и деятельность.

Кинематограф составляет значительную часть современной культуры, оказывает колоссальное влияние на все сферы экономики. Производство кинофильмов сосредоточено на киностудиях. Фильмы демонстрируются в кинотеатрах (ежегодно по всему миру продают свыше 6 млрд билетов в кинотеатры), по телевидению, распространяются «на видео», а с появлением скоростного Интернета стало доступным скачивание кинофильмов в форме видеофайлов.

Однако кинематограф оказывает на общество влияние более глубокое, чем просто развитие экономики. Кино является одной из самых эффективных форм обучения. За каких-то несколько десятков лет кино уверенно проникло во все сферы человеческой культуры. Теперь это средство пропаганды, культуры, образования и приятный способ провести свободное время. На сегодняшний день его влияние на умы людей превосходит влияние газет и книг вместе взятых.

Кинематограф олицетворяет собой эффективнейшее средство влияния на аудиторию, в том числе идеологическое и политическое. Следовательно, изучение трансформации кинообразов на экране сегодня весьма актуально.

Режиссер – это всегда неплохой психолог. Киноязык – инструмент для режиссёра-психолога, посредством которого он дёргает за нужные ниточки наших душ. Режиссёр выражает точку зрения, видение мира, идеологию, которая, в свою очередь, существует в определенном общественном контексте. Это особенно легко заметить, когда кинематограф всецело находится в руках власти, формирующей идеологию государства и общества, которые представляет.

Необходимо выделить несколько существующих функций кино:

  • эвристическая;
  • коммуникативная;
  • познавательная;
  • идеологическая;
  • эстетическая;
  • воспитательная;
  • развлекательная.

Когда мы говорим о трансляции национальной идеи, именно идеологическая функция определяет специфику воздействия кино. Международные культурные связи нацелены на формирование положительного образа страны за рубежом. Кинематограф помогает внешней культурной политике в формировании положительного образа страны. С целью поближе познакомиться с культурами разных стран проводятся кинофестивали.

Огромное влияние на мнение общественности имели и имеют знаменитости: актёры, режиссёры, сценаристы и другие специалисты в области кино, что, естественно, заставляет политиков принимать в расчёт эффект кинематографа.

Нельзя отрицать тот факт, что кинофильм формирует мировоззрение человека, обогащает или обкрадывает его душевно, насыщает эмоционально. Отсюда вырисовывается еще одна специфика кинематографа — психологическое воздействие на зрителя.

Почему люди смотрят кинофильмы? Причиной тому высокая эмоциональность, а эмоции могут быть как позитивными, так и негативными. И на этом можно хорошо сыграть, чем превосходно пользуются манипуляторы массовым сознанием. Ведь под воздействием кинообразов у зрителя возникает разнообразная гамма неповторимых чувств. Фильм или телесериал может вызвать улыбку или слёзы, радость или печаль, возбуждение или ощущение душевного равновесия. Кино способно изменить внутреннее состояние человека, поведение или даже привычки. Всё зависит от замысла создателя кинокартины. Если цель режиссёра была в том, чтобы человек задумался о некоторых идеях и проблемах и сделал для себя определённые выводы, так оно и будет. Кинематограф имеет неоспоримое влияние на человека и занимает в его жизни определенно важное место.

Кинематограф в какой-то степени является визуализацией идеологических принципов. Рассмотрим два наиболее интересных его вектора – капиталистический (Запад) и социалистический (Восток). Год за годом шла тотальная борьба. Борьба между двумя мирами. Методично и целенаправленно боролись они за мозг зрителя, создавая на экране образ мечты и идеологии. К примеру, в Америке над этим работают уже несколько десятилетий такие киностудии, как Universal Studios, 20th Century Fox Film Corporation, Columbia Pictures, Metro-Goldwyn-Mayer. В то время, когда Америка начинала продвигать в мир идеи капитализма, в СССР работали над созданием сверхмечты социалистического мира киностудии: им. А. Довженко, Одесская киностудия, «Ленфильм», «Мосфильм» и др.

Если проанализировать кинофильмы прошлых десятилетий и нынешнего времени, то можно увидеть процесс развития как в положительную, так и в отрицательную сторону. Произошли изменения и в системе ценностей в кино. Если в советских фильмах сцены интимного характера практически отсутствовали, то в современных обилие сцен эротического содержания стало нормой. И все эти влияния пришли в наш кинематограф с Запада. Конечно, содержание фильмов является неким индикатором уровня развития общества. Любую социальную проблему можно рассмотреть в кино. Пропаганда в киноиндустрии существует во всех странах, во всех обществах. Она проходит в форме воспитания патриотизма, культа любви и наслаждения и т. д. Посредством кино государство манипулирует населением. Очень удобно переписывать историю через кинопродукцию, рассчитанную на массового потребителя. Искажая в фильмах факты прошлого, акцентируя внимание на том, что выгодно в данный момент для определенных влиятельных сил.

В процесс «идеологической борьбы» были вовлечены как с советской, так и с западной стороны такие известные режиссёры, как А. Довженко, М. Калатозов, М. Ромм, Г. Александров, П. Устинов, Б. Уалдер, А. Хичкок, Коста-Гаврас, Дж. Лоузи, С. Люмет, Дж. Хьюстон, Дж. Шлезингер и др.

Идеология выполняла и выполняет задачу самосохранения общества, защиты его социальной организации, сложившегося образа жизни населения, а также защиты от врагов, хотя в определенные периоды, и прежде всего переходные, она может быть слабо проявлена.

Распространение американской культуры, особенно на современном этапе, – это, прежде всего, распространение информации и идей. Американские кинематографисты старательно создают в своих фильмах образ США как страны-освободительницы, носителя особой миссии по спасению человечества, внедряют идеи об особой исторической миссии Соединенных Штатов. Кроме того, для американских фильмов разных эпох характерно создание образа СССР как «империи зла», высмеивание и порицание Советского Союза, а сейчас уже и России.

На сегодняшний день мы имеем парадоксальную ситуацию: значительная часть населения негативно относится к США в целом и к американскому кино в частности, но при этом они регулярно посещают кинотеатры, где смотрят американские фильмы. Обвиняя американское кино в пропаганде насилия, культуры потребления, меркантилизма и бездуховности, люди продолжают смотреть американское кино, а оно, в свою очередь, продолжает воздействовать на их подсознание.

США используют кинематограф в публичной дипломатии во внешней политике. С помощью фильмов осуществляется нейропрограммирование, воздействие на подсознание зрителя. Происходит передача нужного образа страны. Главной функцией идеологии является функция выражения и защиты интересов социальных групп, классов, общества в целом.

Существует такая функция идеологии, как манипулятивно-воспитательная. Субъекты идеологической, пропагандистской деятельности видят свою задачу в том, чтобы, облекая идеологию в доступную и привлекательную для того или иного социального объединения (класса, нации и т. п.) форму выражения и защиты его интересов, привлечь к ней внимание и приобрести как можно больше сторонников, сформировать у них определенные убеждения и соответствующее поведение, прежде всего политическое и нравственное. Эта функция стала проявлять себя всё более широко с развитием кинематографа.

Кинематограф предлагает обществу не только информацию и продукцию, но и идеи и даже мировоззрение. Идеология в эпоху массовой коммуникации выполняет функцию «скрытого» программирования интерпретаций социальной действительности, когда и восприятие событий, и их оценка задаются извне, но при этом осуществляются самими субъектами социальных отношений. Современная реальность не перестала быть идеологически конструированной.

В кинофильмах как СССР, так и США периода 40 – 90-х гг. мы наблюдаем идеологическое выражение общественного антагонизма, динамический символ враждебных государству и гражданину сил, инструмент политики правящей группы общества.

Пережив перестроечную увлечённость Америкой (когда во многих фильмах живо эксплуатировалась фабула об удачной эмиграции русских в США: «Жених из Майами», «Хочу в Америку», «Америкэн бой» и др.), российский кинематограф на пороге ХХI века, уже в противоречивую эпоху глобализации, произвел на свет показательные антиамериканские ленты – «Брат» (1997 г.) и «Брат-2» (2000 г.) А. Балабанова. В этом фильме, как в зеркале, были ярко отражены националистические идеи.

Не сумевшие приспособиться к новой «капиталистической» жизни люди не без удовольствия принимают привычную в прошлом схему «образа врага», роль которого долгие годы выполняли именно США. Такой же яркий образ врага существовал и в американском кинематографе в виде агрессивной и жестокой коммунистической России.

Никакой метод не может быть более исчерпывающим для анализа кинофильма, потому что даже самый примитивный фильм является многослойной структурой, содержащей разные уровни скрытой информации, обнаруживающей себя лишь во взаимодействии с социально-политическим и психологическим контекстом. Как бы тенденциозен – или, напротив, бесстрастен – ни был автор фильма, он запечатлевает гораздо больше аспектов времени, чем думает сам, начиная от уровня техники, которой пользуется, и заканчивая идеологическими мифами, которые отражает.

Следует сказать и о том влиянии, которое массовый кинематограф оказывает на зрителей, особенно не склонных к самоанализу, на людей, не крепких духом, и подростков. Как правило, схема такова: образ навязывается зрителю и через систему повторов выдается как истина. В результате мы имеем не что иное, как манипуляцию сознанием масс. Хотя, взглянув на проблему с другой стороны, мы видим, что, возможно, кинематограф в какой-то степени или некоторые его проявления идут вслед за зрителем и его желаниями, когда образы кино не столько навязывают, сколько проявляют суть современного человека. Если в первом случае принято говорить о пропаганде или агитации, то во втором исключительно о желаниях потребителя, ибо спрос рождает предложение.

Несмотря на то, что кино является самым молодым из видов искусства, оно по праву занимает в обществе положение уникальное. Феномен кино заключается в том, что оно удивительным образом полностью овладевает зрительским вниманием и заставляет зрителя идентифицироваться с героями фильма. Важнейшими функциями кинематографа всегда являлись коммуникативная и идеологическая. Велика роль кино в формировании социокультурной идентичности. Кино с лёгкостью внедряет в ум зрителя свои принципы.

С одной стороны, кино отражает сложившиеся в обществе реалии; с другой стороны, оно оказывает значительное влияние на общественное сознание и формирование ценностной системы, и в первую очередь благодаря своей манипулятивной функции, которая имеет колоссальное влияние на психику человека. Так как многие фильмы чаще транслируют идеи через эмоции, а не через логическое повествование, они могут нейтрализовать инстинкты, подавлять чувства и провоцировать выход эмоций.

Всё дело в том, что принципы психологического влияния таковы, что при восприятии движения звуко-зрительных образов у индивида возникает эмоциональное возбуждение, которое представляет собой своего рода архаизм человеческой природы. Структура нашего организма такова, что в ней тесно сочетаются физическое и психологическое. Кинематограф в первую очередь воздействует на эмоции человека – это психофизиологическая характеристика контакта.

Вследствие эмоционального воздействия возникает эмпатия, при которой инертное лицезрение изображений экрана переходит в активно личностный процесс соучастия. Но соучастие не перманентное явление, оно чередуется с состояниями отстранённости зрителя. Эта смена соучастия отчуждением зависит от содержания и образной структуры фильма.

Кинематограф является невероятным видом искусства, где каждый может найти что-то для себя и, возможно, даже ответы на волнующие вопросы. Просмотр фильма – это прекрасный способ убежать, пусть ненадолго, в другую реальность. Современные технологии позволяют сделать кинематографическую картинку исключительно яркой и реалистичной. Также фильм может стать стимулом к определенному действию, вдохновить человека на поступок.

Зрительная стимуляция может вызвать целый диапазон различных эмоциональных состояний. Просматривая киноленты в компании близких, в безопасной среде, зритель проживает разные роли и эмоции, которые не позволил бы себе в другом месте. То, что мы  предаемся просмотру не одни, а в компании других людей, делает этот опыт доставляющим удовольствие и вместе с тем контролируемым. Так, совместный просмотр фильмов может быть выразительным личным переживанием, способом приятного времяпрепровождения и терапией одновременно. То есть кино оказывает воздействие не только развлекающего, развивающего или растлевающего характера, но и врачующего (при правильном использовании). Как доказательство этому около тридцати лет назад возникло такое направление в психологии, как кинотерапия.

Кинотерапия – это мощный, тонкий инструмент самодиагностики и коррекции бессознательной сферы психики. По мере просмотра фильма и анализа эмоционального восприятия его образов участники исследуют свои личностные особенности и выявляют бессознательные сценарии и паттерны поведения.

В кинотерапии фильм используется как средство самопознания и раскрытия внутренних резервов личности; как средство эффективной саморегуляции; как инструмент налаживания межличностных и межгрупповых взаимоотношений и др. Базируется кинотерапия на психологическом механизме проекции, состоящем в том, что объективную реальность человек отражает субъективно, в соответствии с собственными моделями мышления и сознания. Во время просмотра человек воспринимает кинофильм через призму собственной личности, по-своему его интерпретирует, расставляет акценты согласно своему мироощущению, своей жизненной ситуации.

Как известно, кинозритель в определенной степени идентифицирует себя с одним из персонажей фильма, с тем, кто ему наиболее близок и понятен. Обсуждая и оценивая поведение этого персонажа, он неизбежно приписывает ему свои бессознательные импульсы, конфликты и внутренние переживания, которые от своего имени ему выразить трудно. Это дает зрителю возможность анализировать собственную жизненную ситуацию через киногероя как через «посредника». Разумеется, перед просмотром фильма и после него состояние человека существенно отличается. В связи с этим важно понимать, что каждый человек воспринимает фильмы, которые смотрит, через призму собственного жизненного опыта.

Кинематографическая реальность изменяет сущность бытия, трансформирует аксиологические ориентиры. Современная культура произвела  «человека массы», «человека-потребителя» – имперсонального, идеального объекта для манипуляции сознанием, потребляющего предлагаемые кинообразы и впитывающего без разбора всё, что они ему предлагают. В современном мире у большинства людей парализована способность к критическому мышлению. Это произошло вследствие тотального засилья информационной реальности. Человек слишком мало времени проводит, читая книги и оставаясь наедине с собой, что позволило бы ему больше анализировать, саморазвиваться как интеллектуально, так и духовно.  Изменилась сущность бытия, трансформировались ценностные ориентиры, что привело к заметным видоизменениям социокультурных процессов. Происходит подмена понятий и трансформация понимания истины. Индивидуум переживает деконструкцию и реорганизацию своей духовно-личностной сущности. Шаг за шагом господствующая идеология создаёт человека-потребителя для наиболее комфортного и беспрепятственного управления им. Зрителя методически уводят от понимания высших человеческих ценностей и максимально упрощают его сознание.

Сейчас киноиндустрия активно культивирует различные образы, рождённые эпохой потребления. Теперь в почёте не наука и труд, а собственность, и чем её больше, тем лучше. Транслируя через экран желаемые образы, вызывая подражание виртуальным поведенческим стандартам, киноиндустрия трансформирует реальность. В итоге изменяется восприятие мира, и как следствие изменяются люди. Труд не является для современного индивидуума чем-то значимым, работу он воспринимает исключительно как средство получения денег, для удовлетворения потребностей вне работы.

Киноиндустрия – это мощнейшее манипулятивное оружие. Неисчислимое количество кинопродуктов транслируют через экраны прямо в подсознание человека гедонистические установки, это разлагает морально-этические ценности. Современный человек делает только то, что хочет, а вот что он хочет, определяют уже кинопродукты. Нынешняя культурная среда определяет мнения, желания и потребности индивидуума нового типа, который, являясь подготовленным зрителем, готов выполнять волю сменяющих друг друга веяний. Экранные образы и символы, красочные и красноречивые, обещают человеку новую жизнь, полную достатка и всевозможных удовольствий. Среднестатистический человек не хочет трудиться, он хочет лёгкой, беззаботной жизни, он не думает о том, чтобы производить что-либо. Обыватель хочет только потреблять. И ему дают то, что он хочет, его щедро «кормят» с экранов мифами. Люди погрязли в бесконечных мечтаниях и инфантилизме. Они уже стали единым целым с породившей их культурной средой. Казалось бы это путь в никуда.

Но идут годы, и зритель становится более требовательным, капризным; ему уже не так легко угодить, он теперь как маленький ребёнок, и если за 15 минут кинолента его не смогла заинтересовать, то продолжать смотреть фильм он не будет. Вместе с тем зритель умнеет, новое поколение, начитавшись статей о манипуляциях с сознанием в кино, уже критично подходит к просмотру и выбору картин. Зритель нового поколения предпочитает   уже киношедевры в таких не востребованных ранее стилях, как андерграунд, китч, метареализм и другие. Эти фильмы не навязывают свое восприятие ситуации, а оставляют возможность самому додумать некоторые детали.

Кинематограф с каждым днем уверенно развивается. Текущее время несет острые революционные преобразования в любой типологии, и экранные жанры не стали исключением. Ранее запрещённые, неканонические жанры постепенно легализируются. Но пока не все и не везде. Компилируясь с другими жанрами, комбинируя различные кинематографические приёмы, новые жанры приобретает более сложные эклектичные формы. Объединяя в себе общедоступный сценарий и глубокую нравственную философию, делают возможным массовую демонстрацию, т. е. показы в кинотеатрах. В результате чего разные по типу зрители одной аудитории получают при просмотре одного и того же произведения контрастные формы удовлетворения.

Хочется выделить метареализм, поскольку, на наш взгляд, он имеет ярко выраженную нейропрограммирующую составную. Метареализм в философском значении – это метафизический реализм, т. е. реализм не физической данности, а сверхфизической природы вещей. В стилевом значении – это метафорический реализм, который переходит от условного подобия вещей к их реальной взаимопричастности на стыке реализма, сюрреализма и натурализма. Неоднородный стиль, он стал своеобразным заполнением вакуума социалистического реализма здесь и его аналога на Западе. В метареализме эффект реальности создается не приближением к ней, а отрицанием господствующего варианта квазиреализма за счет изображения редких и острых фактов, недоступных глазу обывателя.

Как правило, в таких картинах авторы используют ассоциативный монтаж, подбор словесного текста к видеоряду, грим, компьютерную графику. Опытному режиссеру не составит труда погрузить зрительский зал в тоску, не показывая на экране ни единого синяка на актере. Хотя чаще всего используется демонстрация предельной и запредельной форм насилия в физическом выражении или его последствий. Если в картине не будет прямой демонстрации жестокости и насилия, будет замена их на экранные аналоги в образном выражении.

Метареализм позволяет обнажить острые, отвратительные черты уходящего прошлого, показать их как причину временного, но ужасного заката нашей цивилизации. Метареалистические кинокартины сочетают в себе претензию на изысканность психологической истины с доступностью китча и его правдоподобием, и именно об него как бы споткнулась жажда отрицания официозной слащавости надоевшего, но уже уходящего соцреализма. Очень важно уметь самому проводить анализ кинокартин и не смотреть фильмы, которые приводят к постепенному разрушению психики. Просматривая кинофильмы, зритель не должен терять собственную индивидуальность и забывать, кто он.

Всё же кинематограф стоит рассматривать с точки зрения социального разоблачителя. Мягко, ненавязчиво он выводит наружу основополагающие аспекты реальности, которые не всегда под силу обнаружить средствами научного исследования. Кинематограф только задаёт вопросы, показывая, на что нужно обратить внимание, а ответ уже мы, зрители, должны найти сами.

Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение нейропрограммированию в кино. Аудиовизуальная информация в кино есть переосмысленное сценаристом и режиссёром сообщение о реальной окружающей среде, заключенное в специфические для киноиндустрии семиотические коды и предназначенное для субъективного восприятия зрителем в целях влияния на общество в целом. Дальнейшее исследование в этом направлении представляется актуальным ввиду объёмного научного материала по категории информативности.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арабов Ю. Н. Кинематограф и теория восприятия : учеб. пособие по спец. «Драматургия» / Ю. Н. Арабов. – М. : ВГИК, 2003. – 154 с.
  2. Выготский JI. C. Психология искусства / Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 2008. – 352 с.
  3. Жинкин Н. И. Психология киновосприятия / Н. И. Жинкин // Кинематограф сегодня. – Вып 2. – М. : Искусство, 1971. – С. 220 – 235.
  4. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю. Лотман. – Таллин : Ээсти Раамат, 1973. – 358 с.
  5. Психологический лексикон : энцикл. словарь : в 6 т. Т. 1 / ред.-сост. JI. A. Карпенко ; под общ. ред. A. B. Петровского. – М. : ПЕР СЭ, 2005. – 251 с.
  6. Плескачевская A. A. Кинотренинг и сфера его применения / А. А. Плескачевская // Психол. газ. – 1998. – № 8. – С. 5 – 6.
  7. Усов Ю. Н. Основы экранной культуры / Ю. Н. Усов. – М. : Нов. школа, 1993. – 91 с.

МЕДВЕДЕВА М. В. ИДЕАЛИЗАЦИЯ СИНЕМАТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ
КАК ИНСТРУМЕНТ НЕЙРОПРОГРАММИРОВАНИЯ

Статья посвящена философскому осмыслению кинематографа как социального института и канала трансляции национальной идеи. Задачи исследования предполагают: рассмотрение феномена кинематографа как инструмента формирования социокультурной идентичности; определение и выявление механизмов манипуляции сознанием зрителя.

Ключевые слова: кинематограф, психологическое влияние, идеология, манипуляция сознанием.

 

MEDVEDEVA M. V. THE IDEALIZATION OF THE CINEMATIC IMAGE
AS AN INSTRUMENT OF THE NEURO PROGRAMMING

The article is devoted to philosophical comprehension of cinema as a social institution and a broadcast channel of the national idea. Research tasks involve the consideration of the phenomenon of cinema as an instrument of social and culture identity formation; definition and identification of the mechanisms of consciousness manipulation.

Key words: cinema, psychological influence, ideology, manipulation of consciousness.