УДК 72.032
Актуальность темы исследования обусловлена рядом причин. За время существования человеческой цивилизации города появлялись, росли, развивались или гибли. Темпы урбанизации в современном мире, превращение городов в поликультурные образования путем активной миграции населения в силу ряда обстоятельств ставят новые проблемы в существовании и развитии городов. Культурное многообразие, изменение ценностей, различие в характерах людей требуют создания новой идеальной модели культуры, понятной и приемлемой для всех, что должно отразиться и в архитектуре. Проблема поликультурности заключается, в частности, в «искусстве жить вместе» – необходимости гармоничного сосуществования, признания и развития культур. Найти решение этих проблем можно путем исследования аналогичных процессов, происходивших в разные исторические периоды существования человечества.
Архитектура – немой свидетель напластованных временем периодов развития человеческого общества. Она всегда была отражением потребностей людей в определенные периоды истории, отражением их культуры, религии, социальных отношений, философии, уровня научно-технического развития. Анализ применения в постройках архитектурных приемов, соответствующих определенной народности, культуре или историческому периоду, позволяет делать выводы и об изменениях в социокультурном мире человека. Одновременно можно проследить динамику жизненного цикла городов, а также причины их расцвета или гибели. Процесс возникновения первых человеческих поселений и первых древних городов, ограниченный территориальными и временными рамками Древнего Египта и Двуречья, отражение этих этапов в архитектурных артефактах рассматриваются в статье.
Цель публикации – рассмотреть подходы к историко-культурологическому анализу архитектурной среды городов Древнего мира.
Интерес к исследованию городской архитектурной среды имеет давнюю историю и актуален по сей день. Среди авторов самых ранних трудов, содержащих ценные сведения об архитектуре, необходимо отметить Геродота (V в. до н. э.), который описывает свои впечатления при посещении городов Египта и Двуречья. Богатый фактологический материал с описанием построек и поселений на библейских землях содержится в трудах иудейского историка Иосифа Флавия (I в. н. э.) – очевидца событий конца библейской истории. Представляют интерес сочинения Диодора Сицилийского (I в. до н. э.), Филона Александрийского (25 г. до н. э. – 50 г. н. э.), Дионисия Ареопагита (I в.), Страбона (I в.), Плиния Старшего (24 – 79 гг.), Тацита (58 – 117 гг.) – в них содержатся важные подробности об архитектурных особенностях современных им построек. Исследования библейских поселений проводились Августином Блаженным (354 – 430 гг.). Козьма Индикоплов (VI в.), опираясь на Св. Писание, графически отражал архаическое представление о мире. Прокопий Кесарийский (500 – 565 гг.) в трактате «О постройках» затрагивал вопросы храмостроения.
Особую ценность представляет древнейший трактат Витрувия (I в. до н. э.) «Десять книг об архитектуре». Тщательные описания многих исторически сложившихся типов зданий III – I вв. до н. э. встречаются у О. Шуази. Вопросы зарождения архитектуры в доисторическом периоде исследовал М. Бенуа, представитель французской академической науки об искусстве. Большой вклад в изучение первобытных поселений внесли чехословацкий историк градостроительства Э. Грушка и его швейцарский коллега Э. Эгли.
Из отечественных исследователей XX в. предыстории градостроительной деятельности, начиная с Египта и Двуречья на рубеже 4 – 3 тыс. до н. э., а также зодчеству античного периода уделяли большое внимание А. В. Бунин и Т. Ф. Саваренская. Глубокое теоретическое осмысление в комплексном рассмотрении архитектурно-градостроительных проблем, начиная с древности, анализ влияния утопических идей на развитие архитектуры содержится в многочисленных работах А. В. Иконникова [1].
Выдающиеся европейские востоковеды XX в. Жан Веркуттер, Жан Боттеро, Адам Фалькенштайн, Джеймс Веллард, Генри Саггс наиболее полно на сегодняшний день представляют историю Египта, Вавилона и Ассирии конца 10 – начала 3 тыс. до н. э., разбирают политическую структуру Месопотамии, рассказывают о социальной и культурной жизни общества, особенно подробно затрагивая такие аспекты, как экономика и управление, о которых мало упоминается в другой исторической литературе. Большое внимание уделено религии, игравшей огромную роль в древние времена, и литературе как отражению миропорядка.
Из диссертационных работ можно отметить следующие: «Архитектурная интерпретация и систематизация построек и поселений, выявленных в библейских текстах» Л. А. Балакиной, «Прототипы культуры и исторические формы их опредмечивания в архитектуре» О. А. Темниковой, «Миф города в социокультурном контексте» В. А. Давыдова и др.
Нам мало что известно о жизни людей десятки тысяч лет назад. Представить и понять их образ жизни мы можем только по дошедшим до нас из глубины веков сохранившимся артефактам, осознанно созданным человеческим умом и трудом. «Артефакты представляют собой «окаменевший интеллект» – опредмеченные знания и отчужденный труд множества индивидов, что позволяет отдельному индивиду, во-первых, использовать в своей деятельности коллективную силу и разум других людей, всего общества, а во-вторых, соединяться с целесогласованным движением других индивидов. …технологический и культурный типы артефактов определяют собой соответствующие типы человека – знания, ценности, правила, культивируемые формы и нормативные стандарты его социального движения» [3, с. 31]. Найденные орудия труда, керамика, украшения, наскальные рисунки, предметы быта, фрагменты сооружений позволяют делать выводы об уровне развития человечества, повторение декоративных элементов в украшениях, керамике, применение определенных приемов и технологий в строительстве дают возможность проследить за уровнем развития отдельных народов и взаимопроникновения культур. Очень важную роль в этом процессе играют архитектурные артефакты – одни из наиболее сохранившихся за счет использования в строительстве прочных материалов – и стремление людей оставить след своей цивилизации и пропагандировать ее достижения на века.
Первобытные люди не имели постоянных жилищ, они кочевали, занимались охотой, рыболовством, собирательством и для временного убежища использовали пещеры или созданные природой естественные укрытия из ветвей и листьев, иногда – норы и промоины. Найденные пещерные стоянки древнего человека позволяют говорить о наличии у него примитивных кремниевых орудий для охоты, а также о том, что люди уже могли добывать огонь и пользоваться им. Возраст таких находок датируется приблизительно 10 тыс. до н. э. Только наскальная живопись и сохранившиеся рукотворные орудия позволяют судить о наличии зачатков культуры в этот период.
Большинство древнейших наиболее развитых городов возникло в период перехода от первобытнообщинного к рабовладельческому строю, в процессе разделения ремесла и земледелия. Поэтому подавляющее большинство известных на сегодняшний день очагов городской цивилизации возникло в наиболее развитых земледельческих районах земного шара. Эти районы находятся в пределах 23 и 40º северной широты и представляют собой территории плодородных равнин больших рек со спокойным течением: Тигр и Евфрат, Инд, Нил, Хуанхэ, предгорья Сирии и Ирана и побережья Средиземного моря. Все эти районы характеризуются благоприятными климатическими условиями, наличием плодородных земель и воды для орошения.
Городским формам расселения предшествовали поселения в виде городищ. Городища сооружались в местах, где был максимальный доступ ко всем природным ресурсам, используемым человеком в то время. Это были возвышенности, равнины у слияния рек, на островах. В этих местах человек мог заниматься собирательством, земледелием, скотоводством, охотой и рыболовством. Одновременно места для городищ выбирались со стратегической точки зрения и должны были обеспечить безопасность родовой общины от неблагоприятных природных условий и внешних врагов. Городища по планировочной структуре и способу расселения мало отличались друг от друга. Сооружались внешние границы из подручных природных материалов в виде валов, рвов, стен, иногда в несколько рядов. Оборонительные сооружения возводились из земли, дерева, глиняных необожженных кирпичей. Размеры городища соответствовали размерам населения рода, их конфигурация была близкой к кругу или диктовалась ландшафтом местности. Вход чаще всего был один и хорошо укрепленный. Жилые дома внутри ограды строились из местного материала, часто из глины с добавлением соломы. Строился или один большой дом, или отдельно на каждую семью, сблокированные. Постепенно по мере разложения родового строя стали появляться крупные городища и городища – города с признаками и родового строя и классового общества. Почти одновременно с возникновением городищ возникли и капища – священные участки, на которых размещались культовые сооружения и фигуры, позже – храмы. Существование древних культов и поклонение первым языческим божествам должно было дополнительно защитить людей от всех возможных напастей и одновременно давало начало появлению и развитию наиболее грамотной социальной группы, представители которой проводили обряды и одновременно следили за сезонностью выполнения сельскохозяйственных работ и явлений природы. Одним из наиболее ярких примеров, дошедших до наших дней, является Стоунхендж.
Древние города вырастали как на местах наиболее удачно расположенных древних городищ, так и на новых необжитых местах, которые максимально соответствовали требованиям поселений того времени.
Функции городов на протяжении всей истории расширялись, изменялись, взаимозаменялись на наиболее необходимые в тот или иной период истории. Так, к первоначально административным и религиозным функциям добавлялись оборонительные, по мере развития ремесел города становились общедоступным местом сосредоточения ремесленников, развитие торговли дало толчок возникновению торговых городов. С возникновением городов-государств начали строиться города-резиденции для правителей и их окружения.
Древний Египет. Данные археологических раскопок говорят о том, что заселение Египта началось в 10 – 6 тыс. до н. э., в эпоху палеолита. Страна была ограничена с запада и востока высокими плато Ливийской и Аравийской пустынь и занимала узкую долину Нила протяженностью около 1000 км и в поперечнике от 1 – 3 км на юге до 20 – 25 км на севере в нижнем течении реки (см. рис. 1). Обогащенные илистые почвы были идеальны для земледелия, разливы Нила задавали цикличность сельскохозяйственным работам и способствовали естественному орошению полей. По мере развития оседлых поселений появлялись первые территориальные общины. С расширением осваиваемых земель в 5 и 4 тыс. до н. э. строились первые ирригационные сооружения. Ведение крупных земляных работ по строительству оросительных и дренажных систем требовало большого количества рабочей силы, что восполнялось использованием рабского труда. Социальное расслоение, происходившее в общинах, привело к возникновению многочисленных государств-номов и объединению номов к середине 4 тыс. до н. э. в Северное и Южное царства.
В период Раннего царства (3000 – 2800 гг. до н. э.) номы превратились в административные единицы, орудия труда совершенствовались, развивалась меновая торговля и рабовладение, складывались предпосылки для развития древнеегипетской культуры и искусства, в том числе развития архитектуры и градостроительства [4, с. 11]. Города раннединастического периода были небольшими и хорошо укрепленными. По некоторым данным, они были округлой формы, на что указывает древнеегипетский иероглиф, обозначавший город в виде круглого поселения с крестообразным пересечением главных улиц.
В период Древнего царства (2800 – 2050 гг. до н. э.) стала неограниченной власть фараона, все население считалось его личной собственностью. Фараон был сосредоточением абсолютной власти, он одновременно являлся и главным жрецом и военачальником. Жизнь и смерть фараона считались божественным промыслом и нашли свое отражение в строительстве дворцов, храмов и пирамид. Начало Древнего царства знаменито трудами придворного архитектора Имхотепа. Главным столичным городом был Мемфис, основанный на левом берегу Нила как крепость. Постепенно Мемфис превратился в крупный религиозный, политический и культурный центр Древнего Египта, где процветало ремесло и строительное искусство. Город неоднократно разрушался, но отстраивался и восстанавливался вновь. Особого расцвета Мемфис достиг при IV династии египетских фараонов (2720 – 2550 гг. до н. э.). В этот период усиливаются связи Египта с другими народами за счет торговли и военных походов. В отличие от других египетских городов Мемфис стал многонациональным городом, в котором помимо египтян проживали финикийцы, иудеи, выходцы из эгейских городов и Двуречья. Иноземцы селились в специально отведенных кварталах, там же находились их святилища и храмы.
Отдельного внимания заслуживают некрополи Мемфиса, расположенные на плато Ливийской пустыни. Это поминальные храмы, пирамиды и мастабы в Саккаре, Абусире, Дашуре и Гизе. Заупокойный культ в эпоху Древнего царства служил идее вечности существующего государственного строя. Земная иерархия египетского общества получила монументальное выражение в монументальных сооружениях. Для погребения фараонов строились пирамиды, крупных чиновников и жрецов хоронили в больших ступенчатых гробницах-мастабах. Некрополи занимали огромные территории, на которых царил определенный порядок и строгая система координат, соответствовавшая сторонам света. Именно в этот период поминальные сооружения стали строиться в виде крупных объемно-пространственных ансамблей, которые открывались с видовых точек, расположенных на больших расстояниях. Основным строительным материалом были мелкие и крупные блоки из известняка, уложенные без раствора и плотно подогнанные друг к другу. Анализ погребальных комплексов, выполненный уже современными учеными, инженерами, архитекторами и строителями, дает основание полагать, что уровень древнеегипетских строителей и архитекторов был очень высок. До сих пор вызывают удивление, восхищение и целый ряд вопросов многие используемые пропорции, закономерности, композиционные решения, а также масштабы строительных работ. В частности, было установлено, что в основе размещения пирамид в Гизе лежит координатная сетка, ориентированная по сторонам света, и в расположении всех элементов ансамбля и увязке их высот и размеров прослеживается определенный порядок и замысел. Комплекс пирамид в Гизе представлял собой гармонически убывающий ряд архитектурных объемов, расположенных в огромном природном пространстве и неразрывно визуально с ним связанных. Большую роль играли простота и лаконизм архитектурных форм пирамид и их пропорции. Высота пирамиды соотносилась с ее основанием в пропорции золотого сечения. При этом угол наклона боковых граней пирамид по отношению к плоскости земной поверхности составлял 51 – 52º, т. е. был близок к углу, свойственному сыпучим телам [4, с. 15]. Весь этот визуальный эффект, усиленный впечатлением от идеально гладкой поверхности граней пирамид, вызывал впечатление «нерукотворности», увековечивал идеи бессмертия, вечности и величия.
Строительные работы такого масштаба требовали использования огромного количества человеческих ресурсов, локализованных недалеко от места строительства. Сами же такие расчеты должны были выполняться людьми, имевшими познания в области астрономии, геодезии, геометрии, математики. Данный пример не единичен для построек Древнего Египта, и это позволяет сделать вывод, что предпосылками для такого масштабного строительства послужило в том числе и многонациональное население Мемфиса, объединившее свои знания и умения во всех необходимых отраслях знаний и ремесел для достижения общей цели.
Обобщая вклад Древнего Египта в историю мировой цивилизации, нужно отметить, что все усовершенствованные веками архитектурные типы, будь то пирамиды, обелиски, пилоны, сфинксы, храмовые комплексы или целые города, свидетельствовали о глубокой взаимосвязи архитектурных образов с философско-религиозными представлениями и научными наблюдениями древних египтян, глубоком понимании и художественной интерпретации окружающей действительности. Что касается типологии древнеегипетских городов, то здесь наблюдалось постепенное развитие городов различного типа. Первоначальные городские поселения, достаточно однородные по составу, чаще всего были небольшими и имели преимущественно округлую форму. В дальнейшем появились города-крепости не только округлые, но и прямоугольные в плане. Кроме того, появились города для размещения строительных рабочих и рабов, построенные по регулярным планам, а также города-святилища, имевшие свои закономерности архитектурно-пространственного развития. Особое место занимали столичные города, представлявшие собой сложный комплекс из дворцовых, храмовых и жилых построек, в основе которого лежала социальная иерархия древнеегипетского рабовладельческого общества. Особенностью столичных городов были их огромные размеры, которые позволяют говорить о том, что для градостроительного мышления древних зодчих были свойственны географические масштабы. По ориентации храмовых комплексов на определенные небесные светила можно сделать вывод, что в представлении древних египтян столичные и храмовые города были своеобразной земной проекцией известного им космического мироздания. Из всех древних городских культур египетская культура была наиболее самобытной и богатой в художественном отношении, что подтверждается ее сильным влиянием на дальнейшее развитие архитектуры и градостроительства как европейских, так и азиатских стран [Там же, с. 28].
Города Двуречья. Двуречье, или Междуречье (греч. Месопотамия), т. е. долины рек Тигра и Евфрата, было одним из древнейших очагов человеческой культуры. Этот географический район имел естественные границы в виде Персидских гор на востоке и безводной Сирийской пустыни на западе (см. рис. 2). В послеледниковый период с отступлением ледников климат изменился, и на Ближний Восток пришла засуха. Для того, чтобы выжить, людям пришлось начать заниматься земледелием (в основном – выращиванием злаков), одомашнивать животных и переходить к скотоводству. Подобный образ жизни потребовал спуститься с гор и начать осваивать более пригодные для таких занятий равнины. При выборе места для поселений большую роль начали играть природно-ландшафтные условия, которые человек, при его уровне развития, уже мог реально оценить и сопоставить с предполагаемой деятельностью. Наряду с частью семей, перешедших на оседлый образ жизни, оставались кочевники, которые не желали менять образ жизни и со временем превратились во врагов, обиравших поселенцев.
Выращивание зерновых культур, одомашнивание животных и практически неограниченные территориальные ресурсы давали некоторую стабильность в обеспечении продовольствием, благодаря чему происходил значительный прирост населения. Появились деревенские общины, которые быстро росли. Население в них было обеспечено едой, объединено общим трудом и защищено от нападений. У людей появлялись новые потребности, сезонность сельскохозяйственных работ предполагала появление некоторого свободного времени, и на фоне произошедших положительных перемен в образе жизни появились такие специализации, как ремесленники и определенная социальная группа, ответственная за соблюдение периодичности сельскохозяйственных работ и обеспечение их результативности путем выполнения религиозных обрядов.
Одно из первых достаточно хорошо сохранившихся поселений Джармо, восточнее Кинкука, датируется приблизительно 6 тыс. до н. э. и представляет собой постоянное (несезонное) сельское поселение. Здесь обнаружены прямолинейные дома из нескольких комнат. Стены и полы выполнены из мятой глины с соломой, фундаменты каменные. Имеются глиняные очаги с дымоходами, глиняные резервуары в полу для хранения воды и продуктов, глиняные фигурки животных и женские фигурки Богини-Матери. Богиня-Мать была одним из главных божеств религии неолита и олицетворяла собой плодородие, жизненно необходимое для общества. Также найдены известковые чаши, украшения, кремниевые инструменты, гончарные изделия и посуда. Последовательность из восьми уровней пола говорит о проживании в деревне не менее восьми поколений [5].
Осознанное занятие сельским хозяйством, продуманность в устройстве жилища, наличие ремесел и зачатков религии говорит о достаточно быстром прогрессе в развитии человеческого общества.
Хассунская культура (наиболее ранняя в доисторическом Ираке) названа по имени поселения Хассун, известного археологическими находками разных периодов. Поселение являлось типично неолитическим замкнутым самостоятельным экономическим образованием. Только находка небольшого количества обсидиана позволяет говорить о наличии некоторых торговых связей с другими территориями.
Раскопки в Хасуне впервые обнаружили типичные восточные дома, которые до сих пор встречаются в Ираке. Они представляли собой несколько комнат, сгруппированных вокруг центрального внутреннего двора. Такая планировка была обусловлена жарким климатом и отсутствием зелени. Толстые стены и световые проемы, обращенные внутрь затененного двора, помогали сохранять прохладу в течение всего дня. В этих постройках впервые встречаются камни с гнездами, имитирующими дверные петли, для установки дверей. Здания сложены из глиняных кирпичей, высушенных на солнце. Появились первые печи для выпечки хлеба. Металл еще не применяется, но найдены украшенные керамические изделия. Подобные изделия найдены также в Сирии и Киликии, что говорит о принадлежности хассунской культуры к обширной культурной группе. В этот период получила развитие торговля, в частности обсидианом, бирюзой и другими полудрагоценными камнями. В религии – культ Богини-Матери, при захоронениях используются сосуды для воды и пищи, что дает основание предполагать в веру в жизнь после смерти.
Первое поселение в Южной Вавилонии, Эриду, стоит отдельного упоминания. С самого начала поселенцы образовали земледельческую общину, хотя значительное место в их экономике занимала и рыбная ловля. Они активно занимались строительством дренажной системы, каналов и устройством орошения. Это требовало не только наличия определенных знаний и технологий, но и повлекло значительные социальные последствия. Такие сложные и объемные работы требовали усилия гораздо большего количества людей, чем проживало в типичной неолитической деревне, объединения их в группы и профессиональной координации действий. Так были подготовлены предпосылки для создания городов-государств третьего тысячелетия.
Позже, при раскопках города Эриду, были обнаружены фрагменты храма, который, судя по наслоениям, возводился на одном и том же месте в течение длительного периода времени. Более ранние постройки из необожженного кирпича имели небольшой срок службы, и на месте разрушившегося храма возводился новый. Сохранившийся храм был внушительным сооружением с контрфорсами, располагался на плоской возвышенности и являлся сооружением, достаточно сложным с инженерной точки зрения для своего времени. В плане это был длинный центральный неф с помещениями, расположенными по обе стороны, который соответствовал генеральному плану более поздних шумерских храмов. Это означало, что общественный уклад, характерный для позднего Шумера, в котором Бог был владельцем земли, а его храм – центром общества, появился уже тогда.
В Южном Ираке, позднее Шумере, следующая культурная ступень привнесла революционное изменение – создание городов. Описанный далее период принадлежит так называемой урукской фазе шумерской цивилизации.
Причиной объединения общин на юге Месопотамии в города послужило расширение сети ирригационных систем. Для этого требовалась консолидация крупных человеческих ресурсов, чего не могли обеспечить отдельные деревни. Постоянный прирост населения, как естественный, так и за счет пленных, становившихся рабами, требовал увеличения объемов сельскохозяйственной продукции. Аналогичные изменения происходили в двух других цивилизациях, расположенных в долинах Нила и Инда. Поскольку в Месопотамии эти процессы происходили раньше, анализ новаций распространил опыт материальных достижений на запад и восток.
В урукский период храмы постепенно становились все крупнее и роскошнее. Они являлись визуальными доминантами на плоской шумерской равнине, были видны путникам издалека и демонстрировали величие и богатство городских богов. Стены и колонны храмов перестали быть монохромными, начали активно вводиться яркие цвета: красный, синий, белый, черный, которые еще больше усиливали впечатление от восприятия на фоне монотонного пейзажа. Появляется и такое новшество, как строительство фундамента для храмов из известняковых глыб, уложенных на подготовительный слой из мятой глины с соломой. Новые формы гончарных изделий позволяют говорить о применении гончарного колеса, появляются медные изделия, используется лук и стрелы. В одном из культурных слоев встречается самое удивительное изобретение рассматриваемого периода – письменность, что означает настоящий прорыв цивилизации.
Анализ обнаруженных инноваций позволил судить об этническом составе населения, которое состояло из шумеров (горный народ, умеющий обрабатывать камни), семитов, захваченных в плен либо переселившихся добровольно, и третьей народности, по поводу которой ученые не пришли к единому мнению. О присутствии третьего элемента говорит то, что многие слова в шумерском языке, а также дошедшая до наших дней топонимика имеют не шумерское и не семитское происхождение.
В Уруке были найдены мастерские гончаров, каменщиков, кузнецов, которые вкупе с большим количеством обнаруженных предметов дают представление об уровне специализации и разделении труда. Это одна из черт древнейшей цивилизации: значительная часть населения не была напрямую задействована в производстве пищи, многие ремесленники были заняты изготовлением предметов для местного рынка или на экспорт, для обмена на иноземные товары [2].
В урукский период появилась новая форма постройки, долгое время формировавшая облик древних городов Месопотамии. Речь идет о зиккурате (от вавилон. sigguratu – «вершина», в т. ч. «вершина горы») – храме, выполненном в виде высокой многоступенчатой башни. Количество ступеней постепенно увеличивалось, и зиккураты достигали очень большой высоты. Ранний зиккурат в Уруке состоял из высокой террасы протяженностью более акра, построенной из глины с соломой и необожженного кирпича. Углы строения были ориентированы по сторонам света, высота террасы составляла 40 футов над уровнем долины. На вершину можно было подняться по лестнице или пандусу. На террасе располагался храм, покрытый белой штукатуркой, – Белый храм. Он представлял собой прямоугольное помещение с комнатами, расположенными с двух длинных сторон. Протяженные стены были украшены ритмичным рядом вертикальных углублений, создающих интересную игру светотени. Такой архитектурный прием стал позже традиционным для месопотамских храмов. Аналогичный в плане храм, но расположенный на двухступенчатой террасе, был построен в тот же период в Тель-Укайре и известен как зиккурат Ура. При проведении измерений обнаруженных археологами зиккуратов были выявлены нестыковки в вычислениях. При более детальном анализе выяснилось, что стены умышленно делались кривыми для усиления иллюзии высоты и монументальности здания. Стены были тщательно рассчитанными, наклонными внутрь и слегка выпуклыми, что не только говорит о высоком уровне строителей Месопотамии, но и позволяет предположить понимание ими перспективы и проектирования здания при помощи его трехмерной модели – фрагменты таких каменных моделей были обнаружены в Варке.
О божествах и формах поклонения этого периода известно немного, но по-прежнему одними из самых почитаемых являлись боги плодородия, с покровительством которых была неразрывно связана жизнь народов Двуречья.
Наиболее хорошо известна и изучена столица Вавилонского царства – Вавилон. Вавилон, или «Врата богов», впервые упоминается в 3 тыс. до н. э. Во времена I Вавилонской династии (1894 – 1595 гг. до н. э.) он стал крупным городом. За свою историю город пережил несколько этапов разрушений и возрождений, но наибольшего расцвета достиг во время правления царей Набопаласара (626 – 604 гг. до н. э.) и Навуходоносора II (604 – 562 гг. до н. э.). В этот период Вавилон становится столицей огромной державы. Это было время величайшего экономического и политического подъема страны. Военные успехи Вавилонии и расширение ее границ от Египта до Ирана обеспечили ей политическую стабильность и способствовали постоянному притоку в столицу огромных богатств и человеческих ресурсов. Это позволило осуществить грандиозную программу по реконструкции Вавилона, превратившегося во время правления Навуходоносора в самый большой и богатый город на Ближнем Востоке.
История Вавилона полна многочисленных тайн и легенд. Описания Вавилона оставили Геродот, Диодор Сицилийский, Страбон и другие писатели древности. Город занимал обширную территорию, около 20 км², обнесенную внешними крепостными стенами протяженностью 18 км. Внутри на обоих берегах реки Евфрат располагался сам город. Площадь внутреннего города составляла 410 га, а протяженность внутренних крепостных стен – 8360 м. Укреплением служил также глубокий ров, заполненный водой из Евфрата. Крепостные стены были сложены из сырцового и обожженного кирпича, их толщина достигала 30 м. Через каждые 20 м находились крепостные башни. В крепостной стене было восемь ворот, ведущих в город. Все они были посвящены различным богам и богато украшены. Ворота соединялись между собой улицами, разрезавшими город на почти равные части. Улицы были широкие и предназначались для храмовых процессий. Кварталы между улицами занимали жилые дома традиционной восточной планировки и храмы.
Во время правления Навуходоносора II в Вавилоне насчитывалось около 360 тыс. жителей, 80 тыс. из них проживали во внутреннем городе. Население Вавилона было довольно пестрым как по социальному, так и по этническому составу, здесь проживало много иноземцев и рабов. Наверху социальной лестницы находился царь со своими приближенными, высшим чиновничеством и жречеством. Низший, бесправный слой городского населения составляли рабы, большей частью военнопленные. Они выполняли все виды работ: ремесленные, строительные и др. Вместе с вавилонянами мирно уживались люди разных языков и культур. Многие из них приехали сюда или были привезены насильно как пленники со всех концов огромной Вавилонской империи и даже из-за ее пределов (мидийцы, эламитяне, египтяне, иудеи). Они продолжали говорить на своих родных языках и носили традиционную одежду. В Вавилоне процветали самые разнообразные ремесла, представители разных ремесел селились целыми улицами по профессиональному признаку. Так впервые появились улицы гончаров, ювелиров, кожевенников, ткачей и др.
Вавилонская школа, э-дубба (Дом табличек), занимала ведущее место в системе образования и сохранения писцовых традиций. Созданный здесь новый культовый эпос о сотворении мира закрепил представление о главном боге города Вавилона Мардуке как изначально главном мировом божестве и о самом Вавилоне как космологическом и теологическом центре мира. Название города – Вавилон – означало «Ворота богов» и отражало его роль как центра мира, места соединения земного и небесного. Эта концепция отразилась в так называемой вавилонской карте мира. Древние жители Вавилона считали свой город средоточием всего мира. По их представлениям, Земля была кругом, состоящим из нескольких слоев. Верхний слой был земной поверхностью. Под ним находился подземный мир, нижний слой которого занимало Царство мертвых. Над землей располагались три полусферы небес, омываемых воздушным океаном. Места восхода и захода солнца фиксировались горами, поднимавшимися на восточном и западном краях земли, северо-южное направление задавала река Евфрат. Таким образом, планировка Вавилона отражала эту модель мироздания, а вавилонский зиккурат, известный как Вавилонская башня, был ее геометрическим центром [4, с. 37] (рис. 3).
Вавилонская башня-зиккурат носила название Этеменаки (Храм краеугольного камня неба и земли) и входила в огромный храмовый комплекс Эсагила (Дом поднятия головы), центр мирового жречества. Высота Этеменаки составляла 90 м, на ее вершине располагалось покрытое голубой глазурью с изображением золотых рогов святилище главного бога Мардука. Семь ярусов вело к этому святилищу. Нижний ярус был светлым, второй ярус высотой 18 м был черного цвета. Верхние ярусы чередовались по цвету: красный, синий, красный, серебристый и голубой с золотом. Все эти цвета соответствовали символическому обозначению небесных светил. Вавилонская башня и висячие сады Семирамиды, также расположенные в Вавилоне, известны как два из семи чудес света.
Для Древнего мира Вавилон олицетворял собой город сказочного богатства, огромный, населенный несметным количеством жителей. Масштабы его сооружений, мощность крепостных стен, красота и богатство храмов поражали взор чужестранцев. Впоследствии Александр Македонский хотел сделать Вавилон столицей своей огромной империи. Однако судьба этого города сложилась иначе. По существующей версии, когда столицей Селевкидов стала построенная поблизости от Вавилона Селевкия, жителей Вавилона переселили туда. Позднее Вавилон пришел в полное запустение и вскоре был забыт, как и его точное месторасположение.
Существует и более известная легенда: после Потопа все люди говорили на одном языке, так как были потомками одного только Ноя. Со временем они решили поискать более подходящую для жизни землю и спустились с гор на плоскую равнину. Для строительства применялись сделанные из глины и высушенные на воздухе кирпичи. Но как-то заметили, что кирпич, попавший в огонь, приобретает прочность камня. Библия рассказывает о том, как люди, научившись делать обожженный кирпич, решили построить первый на земле город, а в нем – огромную башню (столп), которая своей вершиной доставала бы до неба (небо создатели Библии считали твердым). Башня должна была прославить имя строителей и служить ориентиром для путников.
Строители собрались вместе, и работа закипела: одни лепили кирпичи, другие их обжигали, третьи подвозили кирпичи к месту строительства, четвертые сооружали этажи башни, которая поднималась все выше. Для скрепления кирпичей между собой использовали природный асфальт, который в Библии называется земляной смолой (целые асфальтовые озера были на юге Двуречья в тех местах, где нефть выходила на поверхность земли) [5]. В преданиях Богу не угодны высокомерные планы грандиозного строительства, и Он разрушает их: градостроители перестают понимать друг друга, а воздвигавшие башню, вопреки их цели, рассеяны; строительство прекращается. Город, который по замыслу его строителей должен был стать памятником вечной славы, получает, напротив, бесславное имя. В Библии западносемитское название этого города (Баб-Эл, «Врата богов») толкуется игрой слова позднего, восточносемитского корня со смыслом «смешивать» [3].
В Двуречье находилось множество таких храмов-башен, так что библейская легенда, в принципе, может относиться к любому из них. Возникшая под впечатлением вида столь грандиозного сооружения, как зиккурат, который имел высоту современного многоэтажного дома, она должна была объяснить, почему люди, относящиеся к различным народам, разговаривают на разных языках.
Факт того, что некогда в Вавилоне было возведено самое высокое сооружение в мире, неоспорим. Многие отождествляют его с библейской Вавилонской башней. Однако многие авторитетные исследователи утверждают, что это остатки стен самого большого зиккурата в истории человечества, посвященного верховному богу древних вавилонян – Мардуку.
Роль городов Двуречья в развитии мировой архитектуры и градостроительства была весьма значительной. Многими поколениями строителей были решены такие крупные градостроительные задачи, как проблема монументального главного городского здания (в виде зиккурата), использование цвета как одного из композиционных средств при формировании городских ансамблей, применение планировочных модулей при разбивке территорий и строительстве, функциональное городское зонирование по социальному, профессиональному признакам и мн. др. Все эти градостроительные достижения в разной степени наложили свой отпечаток на формирование архитектуры и градостроительства более поздних периодов.
На основании проведенного анализа можно сделать следующие промежуточные выводы: синергия разнообразного в классовом, этническом и культурном составе городского населения, желание увековечить свои религиозные ориентиры и понятия о мироздании, а быть может, и подспудное желание оставить след своей цивилизации во времени, превращали города в очаги культуры и науки, прогрессивных инженерных и строительных технологий, позволяли строить сооружения, поражающие воображение даже сегодня.
Города появлялись, некоторые из них развивались и укрупнялись, многие канули в небытие. Появление городов отвечало постепенно растущим потребностям древних людей быть вместе, вести оседлый образ жизни, быть обеспеченными продовольствием, чувствовать себя защищенными. Постепенно с ростом поселений и трансформацией их в города люди могли ощутить преимущества оседлой городской жизни в большей мере. Жилища становились более комфортабельными, пища – разнообразной, жизнь – безопасной. Рост городов, выделение таких социальных групп, как ремесленники, торговцы, жрецы, постепенное классовое расслоение общества имели свои положительные для градообразования моменты. Города могли расширять или изменять свои функции: административные и религиозные центры могли становиться одновременно торговыми городами и городами-крепостями, заменять одни функции другими, более нужными в определенный исторический период. От того, насколько гибко город мог меняться и удовлетворять потребности проживающих в нем людей, зависело в какой-то мере и само его существование. Так, люди оставляли поселения, если истощались или засолялись сельскохозяйственные угодья; город мог исчезнуть, если он был торговым, но был выбран более удобный и безопасный торговый путь по другому маршруту; если город располагался у месторождения известного древним полезного ископаемого, специализировался на его обработке, но залежи иссякали.
Особое внимание стоит уделить возникновению, развитию и гибели Вавилона – одного из первых поликультурных городов в мировой истории.
Легенде о загадочном Вавилоне, его богатстве и величии, его разрушении и забвении тоже может быть несколько объяснений. Такой богатый большой город, естественно, являлся местом притяжения большого количества людей. Шел аналогичный современному притоку населения в мегаполисы постоянный приток людей, желающих приобщиться к такому красивому и богатому образу жизни, реализовать свои профессиональные, материальные, духовные, культурные потребности. Но также город привлекал и многочисленных врагов, рассматривавших его как источник материального и территориального обогащения.
С другой стороны, Вавилон, судя по дошедшим до нас описаниям, был городом пресыщенности и разврата, как материального, физического, так и духовного. Возможно, его жители перешли границу нравственного упадка, и запустение и забвение города порока было своего рода актом морального очищения и обновления.
Итак, в статье рассмотрены и обобщены выводы о процессах возникновения и развития городских поселений и городов Древнего Египта и Двуречья и роли архитектурных артефактов в этих исследованиях. В дальнейшем предполагается продолжить исследование аналогичных процессов, происходивших в Азиатском регионе, а также расширение исследований во временных исторических и территориальных границах.
ЛИТЕРАТУРА
- Балакина Л. А. Архитектурная интерпретация и систематизация построек и поселений, выявленных в библейских текстах [Электронный ресурс] / Л. А. Балакина. – Режим доступа :
http://www.dissercat.com/content/arkhitekturnaya-interpretatsiya-i-sistematizatsiya-postroek-i-poselenii-vyyavlennykh-v-bible.
- Веллард Дж. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес [Электронный ресурс] / Дж. Веллард. – Режим доступа :
http://www.e-reading.club/book.php?book=1005085
- Воеводин А. П. Теоретический ландшафт философской антропологии / А. П. Воеводин // Terra культура : избранное / под общ. ред. д. филос. н., проф. В. К. Суханцевой. – Луганск : Изд-во ЛГАКИ имени М. Матусовского, 2016. – С. 19 – 38.
- Саваренская Т. Ф. История градостроительного искусства / Т. Ф. Саваренская. – М. : Стройиздат, 1983. – 371 с.
- Саггс Г. Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья [Электронный ресурс] / Генри Саггс. – М. : Центрполиграф, 2012. – 530 с. – Режим доступа :
ЛУКЬЯНОВА Т. И. АРХИТЕКТУРНЫЕ АРТЕФАКТЫ В АНАЛИЗЕ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ ДРЕВНЕГО МИРА
В статье рассматривается процесс возникновения первых человеческих поселений и первых древних городов, ограниченный территориальными и временными рамками Древнего Египта и Двуречья, отражение этих этапов в архитектурных артефактах. Анализ применения в постройках архитектурных приемов, соответствующих определенной народности, культуре или историческому периоду, позволяет делать выводы и об изменениях в социокультурном мире человека.
Ключевые слова: архитектура, артефакт, человеческие поселения, города, Древний Египет, Двуречье.
LUKYANOVA T. I. ARCHITECTURE ARTIFACTS IN THE ANALYSIS OF THE CAUSES OF THE ANCIENT WORLD CITIES ORIGIN AND DEVELOPMENT
The process of the emergence of the first human settlements and the first ancient cities in the territorial and historical frameworks of ancient Egypt and Mesopotamia and reflection of these stages in the architectural artifacts are considering in the article. Analysis of the application in buildings of architectural techniques, which correspond to a definite nationality, culture or historical period allows conclusions about changes in people’s socio-cultural world.
Key words: architecture, artifacts, human settlements, cities, Ancient Egypt, Mesopotamia.
Рис. 1. Карта Древнего Египта
Рис. 2. Двуречье во 2-м тыс. до н. э.
Рис. 3. Представление древних вавилонян о мироздании, положенное в основу плана Вавилона