(В. В. Перерва) Значение научных исследований в области вокального искусства

УДК 784:001.8

В бурный век научно-технического прогресса в любой области   человеческой деятельности наблюдается стремление к ее научному осмыслению. Наука о голосе далеко продвинулась вперед, многое уже объяснено и ведет к пересмотру веками установившихся взглядов.

Изобретение ларингоскопа и классических работ М. Гарсиа сыграло большую роль в развитии правильных представлений о физиологических механизмах образования голоса, способствовало становлению логопедии и фониатрии как самостоятельных медицинских специальностей, изучающих проблемы патологии голоса, занимающихся профилактикой и лечением голосовых нарушений.

Работы виднейших ученых конца XIX – начала XX в. Е. Малютного, И. Левидова, Ф. Заседателева, Л. Работнова, С. Ржевкина, Н. Жинкина, Л. Дмитриева, В. Морозова и зарубежных – У. Бартоломью, Р. Юссона, Г. Фанта вскрыли при помощи современной аппаратуры целый ряд новых явлений  возникающих при пении и речи. Эти исследования проливают свет  на некоторые спорные вопросы, а в отдельных случаях совершенно  по-новому объясняют певческое голосообразование.

Интерес к научному обоснованию вокального искусства возник издавна, но только сегодняшний уровень развития электронной техники позволяет дать научное объяснение ряду явлениям, связанным с певческим голосом и его развитием.

Голосом с различных позиций занимаются многие науки. Однако ни одна из них не формирует целостного представления об этой функции организма. Все они ограничиваются лишь определенным спектром проблем, затрагиваемым той или иной областью знаний. Поэтому  недостаточно учебно-методической литературы, основанной на современных знаниях и устанавливающих широкую взаимосвязь науки с вокальной педагогикой. По мнению Д. Люша – автора книги «Развитие и сохранение певческого голоса»: «Совершенно отсутствуют методы объективного контроля и обучения с помощью современной техники. До сих пор учебная работа ведется в основном на базе субъективных представлений и ощущений, интуиции и личного опыта педагогов. Конечно, никакая (в основном слуховая) эмпирика не может обеспечить уверенное и безошибочное развитие голоса, что неизбежно приводит к неоправданно большому проценту педагогического брака» [8, с. 10].

Еще Н. Рубинштейн обратил внимание на многообразие и условность применяемых методов преподавания пения и на неудовлетворительность достигаемых результатов и неоднократно высказывал пожелания относительно выработки одного общего метода, основанного на научных достижениях.

Однако состояние науки того времени, отсутствие совершенной аппаратуры для исследования явлений при фонации в голосовом аппарате не могли полностью вскрыть сущности его работы и привести к пониманию процесса голосообразования. Что отражалось и на вокальной методике.

Классики вокальной педагогики прошлого не могли понять всю сложность взаимосвязей частей голосового комплекса и представляли процесс пения механистично, как сумму самостоятельных действий отдельных органов. Рассматривая дыхание и работу гортани как самостоятельные процессы, не знали, что функции гортани и резонаторов рефлекторно связаны и, влияя друг на друга, создают наилучшее звучание.

Кандидат искусствоведения А. Зданович отмечает: «Как правило, они акцентировали работу какой-либо части голосового аппарата и упускали из виду целостность певческой функции. В результате эти педагоги стали расчленять голосовую функцию и увлекаться то дыханием, то гортанью, то резонаторами» [5, с. 15 – 16].

Певческий голос – явление уникальное как акустический феномен, как физиологический продукт, а также в силу своего социального значения. Поэтому для правильного подхода к решению певческих и педагогических задач необходимо знать схему устройства голосового аппарата и его взаимосвязь с органами человеческого организма, принимающими непосредственное участие в процессе фонации.

Однако многие представители вокального искусства далеко не с восторгом принимали научные идеи, не видя в этом существенной пользы для вокальной педагогики. В качестве примера можно привести высказывание известного педагога Г. Панофки: «От того, что узнаешь, какие мускулы управляют движением гортани, лучше не запоешь» [Цит. по: 4, с. 11].

Тем не менее советский вокальный педагог М. Львов высказывает недоумение о трудностях примирения науки и искусства: «Среди певцов до сих пор не изжита мысль, что наука несовместима с искусством и что наука отнимает у искусства фактор вдохновения. Откуда взялось это опасение,       что вдохновение художника может улетучиться от прикосновения к нему науки?» [7, с. 11].

Осознав, что в основе вокального искусства лежат естественные закономерности, многие педагоги стали на сторону привлечения научных открытий в вокальную педагогику.

Одним из первых выдающихся педагогов, а впоследствии и исследователем, особенно интересовавшимся проблемами физиологии человеческого голоса, что и привело его к изобретению метода непрямой ларингоскопии, является Мануэль Гарсиа-младший. О значении исследовательских работ Гарсиа пишет его друг и соратник Альберто Маццукато: «…действительно огромный вклад, который Гарсиа-младший сделал в развитие музыкальной культуры и вокальной теории и практики. Но помимо систематизации многолетнего опыта, не только своего, но и семьи, Гарсиа прославился как изобретатель нового метода и практически нового направления медицины» [Цит. по: 2, с. 7].

Сторонником внедрения научных методов в вокальную педагогику стала оперная певица, выдающийся представитель немецкой вокальной школы     XIX века – Лили Леман. Она отмечает: «Многие певцы всю свою жизнь пытаются добиться ясности, и не преуспевают. Это происходит потому, что науке известно слишком мало о процессе пения, а певец слишком слабо знаком с наукой. Я имею в виду то, что физиологические объяснения в высшей степени сложных певческих процессов недостаточно понятны для певца, которому приходится заботиться, главным образом, о чисто механических ощущениях. И ради механики пение как искусство все более приносится в жертву» [6, с. 13 – 14].

Критикуя эмпиризм в деле обучения вокальному искусству, известный итальянский певец и педагог Джакомо Лаури-Вольпи заявляет, что «господствующий пагубный эмпиризм разрушает надежды, создает несбыточные иллюзии и увеличивает ряды обманутых, которые потом будут обвинять общество в их несчастьях и неудачах» и призывает заменить «безумные» методы подлинно научными [Цит. по: 10, с. 152].

Как показывают научно-исследовательские эксперименты, голосовой аппарат чрезвычайно труден для объективного наблюдения и изучения даже при применении специальных приборов и методов исследования. Поэтому воспитать певца значительно сложнее, чем инструменталиста, который играет на уже готовых и настроенных инструментах. Певцы же должны научиться постоянно настраивать и контролировать свой «инструмент» и только после этого его эксплуатировать.

В подтверждение приведем высказывание известного врача-фониатра    Ф. Заседателева: «…Пианисту дается уже готовый инструмент, слаженный и настроенный; садись и играй, если умеешь. Если испортишь его неумелым обращением, можно и починить, а то и совсем заменить испорченную часть другой, новой. Не то с певцом. Ему не дается готового инструмента, он сам должен приготовить, с помощью вокального педагога, этот инструмент – поставить голос. Если в нем от неумелого обращения произойдет порча, то испорченной части заменить нельзя: она портится раз и навсегда… Не меньшее количество жертв приносит неумелая постановка голоса вокальными педагогами, поэтому – как врач певцов, так и вокальный педагог, чтобы быть на высоте призвания, обязаны хорошо знать физиологию голоса и основы правильной его постановки» [4, с. 11].

Как мы уже говорили, исследованием голосового аппарата занимаются многие науки. Однако, несмотря на накопленный экспериментальный материал по физиологии мышечной деятельности, акустике, фониатрии, фонетики, психологии, единая специальная научно-теоретическая база вокального голосообразования  отсутствует.

 «Теории певческого голоса до сего времени не существует. Чтобы создать теорию голоса, необходимо связать анатомо-физиологические характеристики голосового аппарата с получающимся акустическим эффектом. Глубокое акустико-физиологическое исследование певческого голоса является задачей большой сложности и объема», – считает профессор Московского государственного университета С. Ржевкин [Цит. по: 10, с. 353].

В связи с тем, что голосовой аппарат, как уже было сказано выше, труднодоступен для исследования, научных работ, посвященных изучению голосообразования и акустических свойств певческого голоса, не очень много. Для большинства этих работ характерно изучение преимущественно мышечной физиологии отдельных органов голосообразования и изолированно трактующих работу дыхания, гортани и резонаторов.

Но из этого нельзя делать вывод, что изучение функций отдельных частей голосового аппарата не имеет существенного значения, так как закономерное накопление объективных знаний о голосе позволяет более четко представить  физиологическую и функциональную связь компонентов голосообразования и работу голосового аппарата. К таким значительным исследованиям относятся труды известных ученых – Ф. Заседателева, Л. Работнова,  И. Левидова, А. Музехольда, Р. Ботей, О. Рассела, Ж. Тарно, И. Максимова.

По мнению педагога и доктора искусствоведения Д. Аспелунда: «Основной недостаток этих исследований заключается в том, что за громадным материалом, касающимся функции каждой из частей, исчезла голосовая функция как целое. Кроме того, она представлялась вне органической связи с органом слуха, с организмом человека вообще и с его психикой» [1, с. 9].

По мере накопления научных исследований в изучении функций дыхания, гортани и резонаторов все больше встает вопрос о необходимости к установлению взаимосвязи в работе всех частей голосового аппарата. К такому выводу, исходя из сопоставления анатомических критериев с данными практики, пришли такие ученые как У. Бартоломью, Е. Рудаков и вокальные педагоги – Дж. Лаури-Вольпи, Д. Аспелунд, В. Карелин.

Известный американский ученый Уилмер Бартоломью высказал соображения, явившиеся следствием изучения более 1000 записей, сделанных при исследовании мужских и женских голосов различного качества и степени подготовки: «Однако весь голосовой аппарат должен быть рассматриваем     как одно целое, так как не только имеется влияние голосовой щели на резонаторы, но и последние, в свою очередь, влияют на колебания голосовой щели» [Цит. по: 10, с. 332].

Анализируя многочисленные исследования акустической лаборатории при Московской государственной консерватории, профессор Е. Рудаков приходит к выводу: «Сила и качество певческого звука являются функцией многих переменных и зависят от ряда факторов… Максимальный вокальный эффект при минимальной затрате энергии может быть получен только при правильном использовании всех этих переменных величин. Поэтому всякие попытки решить эту задачу, воздействуя только на один фактор – например, на дыхание, или скажем, работу гортани, – обречены на неудачу и только приводят к разрушению автоматизма в координации различных рефлексов у певца. Для правильного решения задачи постановки голоса должны быть изучены основные объективные закономерности, имеющие место в голосовом аппарате певца, и только на основании этих закономерностей может быть создана рациональная, научная система постановки голоса» [Там же, с. 374].

Голосовой аппарат человека наделен сложными физическими и физиологическими свойствами, функционирование которого осуществляется слаженной работой органов дыхания, гортани и резонаторов. Однако в  области вокального голосообразования процесс фонации принято объяснять посредством двух теорий – миоэластической и нейрохронаксической.

Впервые миоэластическая теория была сформулирована Антонием Феррейном, французским хирургом и анатомом в 1741 г., который считал фонацию результатом вибрационных движений голосовых складок в вертикальном направлении под действием давления воздушной струи во время выдоха. В XIX веке немецкий физиолог Иоганн Мюллер и французский ларинголог Лермуайе, на основании опытов, проводимых на изолированной гортани, подтвердили экспериментальные концепции, сформулированные А. Феррейном.

Со времен опытов И. Мюллера в науке не возникало сомнений в том, что человеческую гортань следует рассматривать как упругую мембраноподобную систему, способную порождать звуковые колебания.

Эта простота механической теории фонации стала краеугольным камнем науки о певческом голосе и передавалась без существенных изменений от одного поколения ученых к другому вплоть до середины XX века. Сторонниками этой теории среди зарубежных ученых были – М. Гарсиа, И. Мюллер, А. Музехольд, Лермуайе, из отечественных – И. Левидов, И. Сеченов.

Исторической датой новой теории фонации можно считать 1934 год, в котором руководителем фониатрической научно-исследовательской лаборатории Московской государственной консерватории профессором Е. Малютиным было сделано важное открытие, показавшее, что голосовые складки человека могут приходить в колебательное состояние без участия механических сил, а возбуждаться под влиянием процессов, происходящих в коре головного мозга и центральной нервной системе.

«В то время это важное наблюдение не получило должного истолкования, и из него не было сделано дальнейших выводов, так как считалось невероятным, чтобы центральная нервная система могла создавать импульсы возбуждения таких высоких частот, как певческие звуковые: до 3500 и выше кол/сек», – пишет К. Назаренко о значении открытия Е. Малютина [Там же, с. 323].

И только в 1950 году французский ученый Рауль Юссон повел критическое наступление на миоэластическую теорию фонации, развивая и обогащая предыдущие достижения Е. Малютина.

Новая теория Юссона утверждала, что складки могут колебаться без подсвязочного давления воздуха, под влиянием импульсов нервного возбуждения, идущих к ним по возвратному нерву из центральной нервной системы.

В диссертации «Исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса» Юссон, опираясь на большое количество наблюдений, выдвинул ряд аргументов, из которых следовало, что колебания голосовых связок имеют не периферическую, а церебральную природу.

Согласно новой теории Юссона, названной им нейрохронаксической, частота импульсов возбуждения, идущих к связкам по возвратному нерву из центральных отделов нервной системы и вызывающих раскрытие голосовой щели, соответствует частоте основного тона, издаваемого гортанью.

Выводы Р. Юссона подтверждают целый ряд его последователей – А. Мулонге, А. Сулерак, Г. Портман, П. Лаже, И. Робен, Р. Роленс, Ф. Фабр. Приверженцами данной теории являются и наши отечественные физиологи В. Медведев, Л. Савина, Н. Суханова.

Основное различие между миоэластической и нейрохронаксической теориями состоит в том, что механическая теория объясняет высоту и силу звука работой голосовых складок под воздействием подсвязочного давления, теория Юссона считает, что высота тона определяется частотой двигательных импульсов возвратного нерва и обусловлена ритмическим действием нервных узлов возвратного нерва в продолговатом мозге в связи с определенным представлением о нужной высоте тона.

«Объективное рассмотрение всех физиологических и акустических данных приводит не к отрицанию какой-либо одной теории, а к более вероятному и правильному выводу, что голосообразование определяется двумя одновременно сосуществующими механизмами – миоэластическим и нейрохронаксическим», – делает вывод профессор Е. Рудаков [12, с. 10].

Проанализировав миоэластическую и нейрохронаксическую теории голосообразования, можно сделать вывод, что они объясняют работу только одной части голосового аппарата – гортани и особенности колебаний расположенных в ней голосовых складок. Однако русский ученый-физиолог, академик Л. Орбели указывал, что пение есть не только функция гортани, но и сложная интегрированная функция всего организма, в которой большое значение имеют высшие функции центральной нервной системы.

Также на работу голосового аппарата оказывают влияние эндокринная, нервная, дыхательная, половая, пищеварительная, сердечно-сосудистая и выделительная системы. Гормоны щитовидной железы и надпочечников определяют выносливость голосового аппарата, сократимость мышц; половые гормоны определяют половую дифференцировку тембра; центральная и вегетативная нервная система оказывают непосредственное регулирующее влияние на чрезвычайно сложные механизмы фонации. Поэтому, органические и функциональные расстройства этих органов или систем приводят к заболеванию голосового аппарата или расстройству голосовой функции.

Это вызвало необходимость создания обстоятельного научного труда, который бы учитывал физиологические взаимосвязи всех отделов голосового аппарата, функционирование которых возглавляет и организует центральная нервная система.

Впервые, обобщив труды выдающихся ученых и вокальных педагогов о необходимости системного комплексного подхода к рассмотрению роли всех частей голосового аппарата в их взаимодействии, используя материалы многолетних собственных научных исследований, ведущий отечественный ученый в области физиологии и акустики голоса профессор В. Морозов сформулировал рациональную, научную теорию постановки голоса – резонансную теорию искусства пения.

В основу резонансной теории пения положена анатомо-физиологическая концепция, объясняющая значение активности резонаторов в комплексном взаимодействии с работой гортани и органов дыхания под управлением центральной нервной системы.  В. Морозов впервые указал важную роль певческих резонаторов в обеспечении высоких эстетических и технических свойств певческого голоса.

Вопросы акустики и физиологии речевого и певческого голоса интересовали исследователей с античных времен (Гиппократ, Аристотель) и нашли отражение в работах ученых XIX – XX столетий.

Впервые резонаторный механизм образования речевых гласных был открыт немецким физиком и физиологом Г. Гельмгольцем в 1863 году. Он установил, что каждая гласная характеризуется наличием одного или двух значительно усиленных обертонов, которые он назвал характеристическими тонами гласных, определяющиеся как резонансные частоты артикуляционного тракта, и оказывающие влияние на качество и тембр звука.

Дальнейшие исследования физико-акустической природы речи и пения  прослеживаются в классических работах шведского акустика Г. Фанта, американских ученых Дж. Фланагана и  У. Бартоломью. Важнейшим этапом в развитии акустических основ речеобразования являются исследования  японских ученых Т. Чиба и М. Каджияма, разработавших теорию расчета акустического сигнала по данным о структуре и форме речевого тракта.

Немалый вклад в изучении вопросов акустических особенностей человеческого голоса в пении и речи  внесли виднейшие отечественные ученые.

Первые исследования акустических особенностей певческого голоса принадлежат доктору физико-математических наук В. Зернову. «…Певческий голос как акустический феномен до сего времени чрезвычайно мало и неполно исследован. Первые важные исследования в этой  области были проведены      В. Д. Зерновым, который определил силу звука голоса и закономерность ее изменения с высотой у певцов с различной постановкой голоса (Ф. Шаляпин, Г. Пирогов и другие)», –   акцентирует  К. Назаренко [Цит. по: 10, с. 353].

Наиболее весомый вклад в разработку подлинно научных основ  акустических и физических явлений певческого голоса принадлежат физику, профессору Московского государственного университета С. Ржевкину,  доктору физико-математических наук В. Сорокину, сотруднику акустической лаборатории при Московской государственной консерватории профессору Е. Рудакову.

В  обстоятельных работах зарубежных и  отечественных ученых, в основном,  изложены результаты исследований  акустических особенностей певческого голоса, отличающих его от звуков речи – вибрато и певческие форманты. Недостатком этих акустических исследований является отсутствие дальнейшего развития теоретических результатов для применения их в вокальной педагогике и отсутствие закономерной связи с системой певческих резонаторов как следствие проведения экспериментов в ограниченной области исследования.  Поэтому известный шведский акустик Г. Фант в монографии «Акустическая теория речеобразования» обращает внимание на «чрезмерно упрощенное рассмотрение акустических свойств сложной системы резонаторов» [11, с. 115]. Профессор В. Морозов считает: «Недооценка роли резонаторов возникла в силу большей сложности для понимания явления резонанса как акустического процесса, а главное – молчания науки на этот счет…» [9, с. 16].

Что же такое резонанс? Слово «резонанс» французского происхождения означает «созвучие». Под этим подразумевается появление дополнительных гармонических тонов при слуховом восприятии, сила которых недостаточна для восприятия органом слуха. Усиление гармонических тонов происходит за счет резонаторов. Резонатор не производит звука, а лишь усиливает колебания некоторых из гармонических тонов под действием возбуждающей эти колебания внешней силы, частота воздействия которого совпадает с собственной резонансной частотой данного тела. В зависимости от формы резонаторы осуществляют свою функцию, следуя принципам и законам акустики, поэтому способны резонировать звуки, только совпадающие по частоте со своей собственной.

Великие мастера вокального искусства «именно из этого источника черпают силу, красоту и неутомимость своего голоса», создав «свой особый мир субъективных представлений об объективно происходящих в голосовом аппарате резонансных процессах» [9, с. 10, 14].

Приведем высказывания выдающихся певцов и педагогов наиболее ярко иллюстрирующие резонансную технику пения.

Известный итальянский певец и педагог Эудженио Барра считает, что по-настоящему поет тот, кто «умеет переносить звучание голоса в голову», иначе  потеряв головной резонанс, перестаешь быть певцом.

На важную роль певческих резонаторов указывает и русский врач-ларинголог, профессор Ф. Заседателев: «…умение владеть своими резонаторами, умение затушевать ненужные обертоны и выявить более красивые, умение усилить звук («направить в маску») составляет большое искусство» [4, с. 65].

Выдающаяся итальянская певица Мирелла Френи: «…я ищу возможности петь с использованием верхних резонаторов, то есть петь в «маске»… Пение в «маске» сильно облегчает пение, и певец этим как бы сам себе помогает. Если он не может найти верной позиции звука, то это чрезвычайно опасно» [Цит. по: 3, с. 35].

Эмоциональная природа пения предъявляет особые требования акустическим качествам певческого голоса. По сравнению с обычной речью голоса певцов отличаются значительно большей силой, выносливостью, звуковысотным диапазоном и характерным певческим тембром – ярким, серебристым. Поэтому, резонансная теория пения дает научное объяснение вышеуказанных характеристик голоса и профессионального долголетия выдающихся певцов.

Однако подчеркнем, что резонансная теория пения не односторонне рассматривает работу системы резонаторов в пении. Значительная часть теории посвящена доказательству принципа целостности голосового аппарата певца как неразрывного единства певческого дыхания, работы гортани и резонаторов в пении, равно как и единства акустических, физиологических и психологических процессов.

Проанализировав научные работы выдающихся ученых, посвященные певческому голосообразованию, можно сделать вывод,  что без научно-обоснованных знаний строения голосового аппарата и теорий голосообразования невозможно успешно и правильно развивать голос.   Имеющаяся вокально-методическая литература освещает в основном отдельные проблемы певческого голосообразования, опираясь лишь на огромный эмпирический опыт, накопленный за многовековую историю. Преобладание эмпирического начала в обучении сольному пению проявляется, прежде всего, в параллельном существовании научных достижений по исследованию механизмов певческого голосообразования и вокальной методологии. Поэтому, вокальная педагогика представляет собой больше эмпирическую дисциплину нежели научно обоснованную теоретическую дисциплину. Безусловно, метод воспитания певца-исполнителя должен заключать в себе приемы, направленные на возможно более полное выявление технических  возможностей и способностей к пению, дальнейшее развитие этих данных. Для этого необходимо учитывать не только эмпирические знания, но и  современные научные.

И в заключение следует подчеркнуть, что работа вокального педагога не ремесло, а большое сложное искусство, требующее, кроме способностей, достоверных научных знаний в вопросах анатомии, физиологии, акустики, гигиены голоса и полной самоотдачи.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аспелунд Д. Л. Развитие певца и его голоса : учеб. пособие / Д. Л. Аспелунд. –
    2-е изд., стер. – СПб. : Лань ; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2016. – 180 с., ноты. – (Учебники для вузов, Специальная литература).
  2. Гарсиа Мануэль (сын) Полный трактат об искусстве пения : учеб. пособие / Гарсиа Мануэль (сын) ; пер. М. К. Никитиной. – СПб. : Лань ; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2015. – 416 с. : ноты. – (Учебники для вузов, Специальная литература).
  3. Дмитриев Л. Б. Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения / Л. Б. Дмитриев. – М., 2002. – 188 с., ил.
  4. Заседателев Ф. Ф. Научные основы постановки голоса / Ф. Ф. Заседателев. – Изд. 6-е. – М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 120 с.
  5. Зданович А. П. Некоторые вопросы вокальной методики / А. П. Зданович; под общ. ред. Л. Б. Дмитриева. – М. : Музыка, 1965. – 147 с. ; ил., нот. ил.; 22 см.
  6. Леман Л. Мое искусство петь / Л. Леман ; пер. Н. А. Александровой. – СПб. : Лань ; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2014. – 240 с. (+ вклейка, 8 с.). – (Мир культуры, истории и философии).
  7. Львов М. Л. Из истории вокального искусства / М. Л. Львов. – М. : Музыка, 1964. – 228 с.
  8. Люш Д. Развитие и сохранение певческого голоса / Д. Люш. – Киев : Муз. Украина, 1988. – 138 с.
  9. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники / В. П. Морозов. – М. : ИП РАН, МГК им. П. И. Чайковского, Центр «Искусство и наука». – М., 2002. – 496 с, ил.
  10. Назаренко И. К. Искусство пения: очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения / И. К. Назаренко. – 3-е изд., доп. – М. : Музыка, 1968. – 622 с.
  11. Фант Г. Акустическая теория образования речи / Г. Фант. – М. : Наука, 1964. – 284 с.
  12. Юссон Р. Певческий голос / Р. Юссон. – М. : Музыка, 1974. – 262 с.

ПЕРЕРВА В. В. ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

В данной статье рассмотрены проблемы параллельного существования  научных достижений по исследованию механизмов певческого голосообразования и вокальной методологии. Проанализированы существующие теории голосообразования и их значение для вокальной педагогики. Выявлена и обоснована необходимость  внедрения в вокальную методику наук, дающих общие, междисциплинарные, понятные для специалистов знания о голосе.

Ключевые слова: вокальная методология, научные достижения, теории голосообразования.

PEREVA V. V. SCIENTIFIC RESEARCHES IMPORTANCE IN THE VOCAL ART         

The article deals with the problems of parallel existence of scientific achievements on the singing phonation mechanisms research and vocal methodology. The present theories of phonation and their value for vocal pedagogic are analyzed. The article considers the necessity for vocal methodology to use the general, interdisciplinary knowledge about voice.

Key words: vocal methodology, scientific achievements, phonation theories.