(Р. С. Колядов) Хореографическое воспитание в школе как составляющая гармоничного развития личности

УДК 37.036.5: 793.3

Хореографическое искусство может и должно выступать как особая форма познания мира, так как оно занимает важное место в эстетическом воспитании учащихся общеобразовательных школ. В связи с изменениями во всех сферах жизни общества из-за новых социально-экономических условий произошла смена ценностных ориентаций в образовании. Приоритетом образования является разностороннее развитие личности, которое дает возможность реализовать уникальные возможности человека.

Актуальность данной темы определяется ценностью всех знаний, умений и творческих навыков, которые необходимо приобрести ребенку в младшем школьном возрасте. Это особо ответственный период закладывания основ творческих способностей. И не что иное, как хореография, способствует максимальному развитию ребенка с творческой стороны.

Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. В психолого-педагогической литературе неоднократно отмечалось, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач. Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка.

Главной задачей развития творческих способностей является обеспечение развития личности ребенка. Так, в учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Проблема развития творческих способностей ребенка до сих пор актуальна. Не секрет, что родителей волнует данный вопрос. А для этого учреждение дополнительного образования детей должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.

Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

Творческая деятельность развивает чувства детей, способствует наиболее оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких как память, мышления, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка [6, с. 91].

К сожалению, в современной школе музыка, песня, изобразительное искусство получили более широкое развитие, чем хореография. Дети не знают особенности различных видов танца, не знакомы с историей хореографического искусства, с танцевальным творчеством народов мира, самобытным народным хореографическим искусством, не владеют навыками исполнения танца. Все это отражается на уровне культуры подрастающего поколения. Специфика хореографии определяется ее многогранным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца как синтетического вида искусства. Органично сочетая в себе различные виды искусства, в частности музыку, песню, элементы театрального изобразительного искусства, литературы и прежде всего фольклора, танец обладает способностью вызывать у детей не только эффект присутствия, но и  сопереживание, сопричастность к тем или иным событиям, которые они разыгрывают. Искусство танца богато и многообразно. Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений.

В нормативных документах изменяется подход к отбору и оценке содержания с точки зрения его образовательного и развивающего потенциала. Основной акцент делается на формировании у обучающихся целостной научной картины мира, интеграции личности в систему мировой и национальной культур, содействии взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. Ставится задача создать условия для развития творческих способностей ученика [7, с. 189 – 190].

Характерной особенностью научного познания является то, что математические, естественные, технические социальные науки, познавая мир, его расчленяют. Синтез знания в каждой из конкретных наук ограничивается её объектом, и поэтому целостной картины мира не возникает. Такую единую картину создают философские науки. Но овладение философией по-настоящему доступно людям, изучающим конкретные науки и обладающим развитым абстрактным мышлением. В детском, подростковом, раннем юношеском возрасте это недостижимо.

Логическую (точные науки) и эмоциональную (искусства) сферы познания, мышления и творчества необходимо осознать как две равноправные стороны развития человеческой личности и не превращать одну форму сознания в оценочный критерий другой. Их нельзя рассматривать как высшую и низшую по рангу ступени феноменологии духа. Это две самостоятельные, равноправные по отношению друг к другу и взаимосвязанные формы сознания и деятельности [2, с. 80 – 82].

Примечательно, что средства искусства использовались для разностороннего развития личности в разные эпохи и в разных странах. Однако само понятие гармонично развитой личности в различных философских учениях трактовалось в зависимости от господствующих взглядов на личность, идеологических установок конкретного общества. Идея воспитания гармоничного человека восходит к античности, которая, по словам Гегеля, была эпохой «царства прекрасной индивидуальности».

В новых социально-экономических условиях изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Происходит обновление целей образования. Приоритетным становится не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающая возможность реализации уникальных возможностей человека, его психологическая и социальная адаптация.

Непосредственно гармоничное развитие через хореографическое искусство дало большие перспективы. Для достижения поставленной цели в развитии учащихся необходимо уделять внимание нравственному и физическому совершенствованию. В регулярных медицинских обследованиях школьников обнаружено, что дети страдают различными видами нарушения осанки и другими заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а регулярные занятия хореографией способствует укреплению здоровья в целом.

Хореография является одним из способов всестороннего развития младших школьников. Результативность художественного воспитания детей средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером хореографии, которая включает в себя непосредственно музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.

В Энциклопедическом словаре дано определение гармонии как соразмерности частей, слияния различных компонентов объекта в единое органичное целое. Под гармонизацией мы понимаем такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимодействие, взаимообогащение, в результате чего каждое из этих качеств, способствует эффективному развитию другого. Следовательно, школа должна создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, при которых исчезла бы сама возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности.

Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей, обогащают их духовно и развивают эстетические качества, такие как дисциплинированность, трудолюбие и терпение – те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах.

Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды [6, с. 91].

Формирование навыков этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии. Приятно видеть, что дети из хореографического класса никогда не пройдут впереди старшего, мальчики подадут руку при выходе из автобуса, сумки и портфели девочек – в руках у мальчиков. Внимание и забота о других – необходимое качество в характере детей, и занятия хореографией помогают решать эти задачи.

Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия хореографией приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников.

Огромный вклад в разработку теории гармоничного воспитания личности посредством хореографии и воплощение этой теории в жизнь внесли А. В. Луначарский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, Н. К. Крупская. Одной из важнейших задач они считали приобщение человека к прекрасному в жизни и искусстве. Дальнейшее развитие идеи гармонически развитой личности получили в трудах и практической деятельности В. А. Сухомлинского, П. Р. Атутова, С. С. Рубинштейна, М. Н. Скаткина и др. Всестороннее развитие личности школьника, как отмечает П. Р. Атутов, предусматривает расцвет всех духовных сил и способностей человека (интеллектуальных, волевых, творческих, этических), его гармоничное физическое развитие, формирование нравственности, творческого отношения к любому делу, развитие эстетических понятий.

Специфика хореографического искусства определяется его многогранным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца как синтетического вида искусства. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через музыку духовно, хореография помогает обрести уверенность в собственных силах, даёт толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию. На различных этапах своего развития человечество постоянно обращалось к хореографии  как к универсальному средству воспитания тела и души человека – средству гармоничного воспитания личности [5, с. 12].

Изучение хореографии, как и других видов искусства, помогает развить те стороны личностного потенциала учеников, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с разных сторон. Как и другие виды искусства, хореография развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства.

Все это позволяет сделать вывод, что общеобразовательная школа, оставаясь центральным звеном в формировании и развитии эстетической культуры школьников и подростков, не полностью реализует дидактические возможности предметов образовательной области, связанных с искусством, и практически не использует возможности хореографии.

Потребность в движении – естественная потребность детей, неотъемлемое свойство их организма, необходимая основа жизни и здоровья.

Социально-психологические границы определенного возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменными. Эти границы напрямую зависят от готовности ребенка к обучению в школе, от того, с какого времени начинается и как идет обучение в соответствующем возрасте. Границы этого возраста могут сужаться и расширяться в зависимости от применяемых методов обучения: более совершенные методы обучения ускоряют его развитие, менее совершенные замедляют его. Поэтому так важно учитывать специфику возраста при обучении любым видам деятельности, а особенно хореографии.

Все виды танца чрезвычайно полезны для ребенка, они способствуют его физическому, нравственному, эстетическому развитию. Занимаясь хореографическим искусством, дети раскрывают для себя традиции, нравы, обряды, характер различных народов, их образ жизни, культуру [2, с. 175 – 176].

Все вышесказанное заставляет задуматься о значимости роли хореографического искусства в реализации цели гармоничного развития личности как конечной цели всех педагогических усилий.

К идеалу разносторонне развитого человека стремились педагоги разных времен и разных стран. Особенно актуальной становится эта проблема в наше время в условия чрезмерной интеллектуализации общеобразовательной школы, на фоне постоянно ухудшающегося здоровья подрастающего поколения. Вечные ценности искусства, в том числе и хореографического, должны более активно привлекаться в качестве универсальных средств воспитания подрастающего поколения.

Однако должного внимания формированию танцевальной культуры подрастающего поколения в наших школах до сих пор не уделялось. Танец преподаётся в школах крайне редко, в основном ограниченный ритмикой в начальном звене, а с 5 по 8 класс, в лучшем случае, факультативно. К сожалению, преподавание хореографии в школе видится только в неопределённом будущем, а в качестве обязательного предмета предлагается ввести занятия танцем (ритмикой, музыкальным движением) с терапевтической целью только  в коррекционных классах. Так же ограниченно представлено и программно-методическое обеспечение этого предмета.

Программа курса «Ритмика и бальные танцы» Е. Н. Мошковой (1997 г.) рассчитана на 3 – 5 лет и может преподаваться с 1, 2, 3 классов. Программа разбита на подготовительный и основной курсы при занятиях не менее двух часов в неделю. Основной акцент в этой программе делается на изучение бальных танцев. Достоинство этой программы в том, что по ней можно начать работать практически с любого класса с детьми, не имеющими никакой хореографической подготовки. Танцы, предлагаемые к изучению, хорошо известны и описаны в методической литературе. Недостаток же в том, что программа не предусматривает системы обучения с 1 по 8-й класс и построена практически только на бальной хореографии, не использованы возможности народного, современного и классического танцев.

Учебное пособие с программой, и примерами упражнений «Ритмика. Музыкальное движение» С. Д. Рудневой, Э. М. Фиш (1972 г.) рассчитана на дошкольников и младших школьников. В основе предлагаемой методики лежат идеи Э. Жака-Далькроза, создателя системы музыкально-ритмического воспитания, и теория А. Дункан – знаменитой американской танцовщицы, основательницы танца «модерн». Все упражнения направлены на развитие чувства ритма у учащихся, на воспитание у них эмоционального восприятия музыкального материала, тренировку координированности движений с музыкой. Недостаток этого пособия в том, что физическое развитие учащихся подразумевается как бы само собой разумеющееся – нет специальных упражнений для укрепления осанки, развития гибкости, растянутости и т. д. Кроме того, пособие предназначено только для начальной школы с трёхлетней программой.

Такое искусство, как хореография, может сыграть не менее значительную роль в воспитании подрастающего поколения, чем музыка и изобразительное искусство, развивая не только эмоциональную сферу, но и совершенствуя человека физически.

Всем известно, какую огромную роль играет в жизни человека ритм. Ритму подчинена вся наша жизнь: ритм дыхания и сердечной деятельности, ритм суток и времён года, ритм работы и музыки. Нетрудно представить, как легко ритм, произносимые слова или ритмичное дыхание могут вдохновить на движение. Движение, подчинённое определённому ритму, – это уже прообраз танца. Нигде более так всеобъемлюще не развиваются тело, душа и воля как в танце. Поэтому танец столь важен и необходим для образования и развития детей. Чем меньше мы работаем физически, тем меньше способны воспринимать сигналы нашего тела и реагировать на них. На уроках хореографии мы имеем возможность научить детей понимать сигналы их тела. Когда осознание ребенком своего тела в дальнейшем приведет к чувству ответственности за него, тогда образование через танец достигнет очень важной цели: оно станет не только элементом культурного или художественного воспитания, но и вернет человеку его собственный инструмент – его тело.

Потребность в движении присуща людям, и чем человек моложе, тем эта потребность может удовлетворяться полнее. С годами двигательная активность ребёнка снижается, так как на её удовлетворение остаётся всё меньше и меньше времени. У детей, поступающих в школу, появляются новые заботы: учебный труд в школе и дома, чтение художественной литературы и т. д. Теряются природная лёгкость, грация и выразительность движений. Стесняясь своей неловкости, растущий человек становится в движении «косноязычным».

Неправильная организация в этот период режима дня и недостаточное внимание к физическому воспитанию школьника могут неблагоприятно отразиться на его здоровье и физическом развитии, а двигательная «косноязычность» развивает различные психологические комплексы. Потому перед школой встаёт очень важная задача: предотвратить возможные отрицательные последствия гиподинамии за счёт правильной организации физического воспитания детей, в котором существенную роль могут сыграть уроки хореографии [3, с. 120].

Хореография – искусство синтетическое, в ней музыка оживает в движении, приобретает осязательную форму, а движения как бы становятся слышимыми. Живописность и графичность поз и положений танцовщиков, красочность костюма роднит её с живописью и скульптурой. Актёрское мастерство танцовщиков превращает танец в театральное действо. Всё это позволяет использовать хореографию как средство эстетического воспитания широкого профиля. Специфика хореографии определяется её разносторонним воздействием на человека. В занятиях хореографией особое внимание уделяется не только развитию ритмической, но и эмоционально-действенной связи музыки и танца. Музыка – это искусство, в котором идеи, чувства и переживания выражаются ритмически и интонационно организованными звуками. В танце идеи, чувства и переживания выражаются тоже ритмически и интонационно средствами организованной пластики движения.

Детство – это период жизни, в котором человек легко поддается воспитательным воздействиям и влияниям. Именно в этот период закладывается основа, на которой базируется не только последующее обучение и воспитание, но практически вся последующая жизнь. И это является одной из причин занятия хореографией с раннего возраста. Ведь чем раньше начать заниматься хореографией, тем легче ребенку будет освоить танцевальные навыки. Уроки хореографии затрагивают все, что в дальнейшем пригодится ребенку для формирования здоровой разносторонней личности и поможет обрести следующие навыки и физиологические свойства:

  1. Укрепление здоровья. «В здоровом теле – здоровый дух». Те, кто регулярно и серьезно занимается хореографией, в значительной степени укрепляют свое здоровье: опорно-двигательная, сердечно-сосудистая системы, мышечный корсет укрепляются, препятствуя возникновению заболеваний на годы вперед; регулярные физические нагрузки дают необходимый выплеск эмоциональной энергии, способствуют формированию ровного характера.
  2. Ритмичность. Танец без ритма невозможен, и в процессе занятий постоянно улучшается чувство ритма, весьма полезное не только в танцах. Хорошо известно, что любая работа, деятельность, выполняемая в определенном ритме, получается лучше, результативнее. Жизненные ритмы не менее сложны, чем танцевальные. Занятия хореографией развивают умение ощутить, уловить ритм и следовать ему, как в танце.
  3. Пластика. Развитая пластика полезна не только для физического здоровья, но и для общения, для социальной коммуникации. Все знают, как трудно и порой неприятно общение с человеком, который постоянно «дергается» и «дергает», такого общения мы стараемся избегать. Но мало кому приходит на ум, что плавность и пластичность, которой обучаются дети на занятиях хореографией, и комфортность в общении с «недерганым», «плавным» человеком, по сути – разные проявления той самой пластики.
  4. Формирование характера, его «закалка». Для того, чтобы хорошо освоить любое действие, нужно его многократно повторить. Это же справедливо и по отношению к обучению хореографии: для достижения цели, как в танцах, так и в любом деле, требуется упорство. Умение не отступить, понять причину неудачи, исправить то, что нуждается в исправлении и все равно достичь цели – это важно в любой жизненной сфере, и занятия хореографией воспитывают это умение.
  5. Точность выполнения поставленной задачи. Исполнение движения, связки, танца красиво, когда оно точно. Сначала педагог ставит задачу и бдительно следит за точностью ее выполнения; затем и сам обучающийся начинает ставить себе задачи и стремится выполнить их с такой же точностью. Не правда ли, крайне полезный для жизни навык?
  6. Обязательность. Представьте себе, что несколько участников творческого коллектива забыли о важной репетиции или выступлении, перепутали время, увлеклись чем-то крайне интересным и не пришли на эту репетицию или выступление. Понятно, что мероприятие будет, по меньшей мере, подпорчено, а отношение пришедших вовремя участников к «прогульщикам» будет весьма негативным. Так вот: описанная ситуация для танцевального, хореографического коллектива – вопиющая редкость. И обязательность не только производит хорошее впечатление на окружающих, она также очень помогает в достижении социальных целей.
  7. Психологическая устойчивость, внимательность, сосредоточенность. Как во время занятий, так и на выступлениях всегда присутствуют внешние раздражители, стрессовые ситуации, факторы, отвлекающие от исполнения танца или его элементов, вызывающие сильное волнение. Все эти моменты мешают выполнению поставленной задачи. Не умея абстрагироваться, «отключаться» от постороннего, невозможно качественно сделать дело, которым вы заняты. В процессе же обучения хореографии формируется психологическая устойчивость, необходимая практически во всех сферах деятельности.
  8. Настойчивость в достижении цели. Говорят, что без труда не вынешь и рыбку из пруда. Пройти путь от освоения азов танца, хореографии до исполнения танцевальной композиции, да еще на публике, – это упорный труд. Настойчиво идти к цели – это навык, который прочно нарабатывается при постоянных занятиях хореографией в течение нескольких лет. И этот навык весьма востребован в жизни.

Необходимо отметить,  опыт занятий хореографией и ее преподавания показывает, что для достижения устойчивых результатов, о которых шла речь выше, необходимы регулярные занятия в течение 3 – 4 лет. Тот же опыт говорит о том, что 5 – 7 лет занятий дают фактически «необратимый» воспитательный и развивающий эффект, полученные навыки сохраняются на всю жизнь, а некоторые после этого связывают свой профессиональный путь с миром танцев.

Вывод из вышесказанного весьма очевиден: вне зависимости от того, какой профессиональный путь изберут дети, занимающиеся хореографией, в будущем, эти занятия активно способствуют формированию личностных качеств, необходимых для полноценной и успешной социальной жизни в дальнейшем. Воспитают волевые качества, дадут отличный задел постоянному здоровому образу жизни, поспособствуют формированию и росту личности, которая сможет жить и работать в обществе завтрашнего дня эффективно и с удовольствием.

Использовать специфические средства искусства танца для гармонизации и развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей необходимо: углубление и расширение средствами историко-бытового танца познавательных возможностей учащихся в области истории, географии, литературы, фольклора – одна из основных задач в преподавании хореографии [4, с. 65 – 67].

Содержание хореографического образования по программе слагается не просто из суммы общеобразовательных и профилирующих хореографических предметов. Это есть путь к единому древу культуры, где неразделимы нравственная, художественная и позитивная сферы.

Таким образом, хочется подчеркнуть, что хореография может и должна изучаться в общеобразовательных школах как предмет, расширяющий возможности всестороннего и сбалансированного развития личности.

Гармоничное развитие личности учащихся во многом зависит от педагогов. Человека и общество определяет, прежде всего, его культура. И учителям хореографии, и руководителям танцевальных коллективов дано право прививать внутреннюю культуру, развивать творческие способности, способствовать улучшению физического и психического здоровья школьников. Это очень ответственная и трудная задача, но решить её в наших силах.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Азарова Л. Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников / Л. Н. Азарова // Нач. шк. – 2008. – № 4. – С. 80 – 82.
  2. Захаров Р. В. Записки балетмейстера / Р. В. Захаров. – М. : Искусство, 2004. – 351 с.
  3. Загорц М. А. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта / М. А. Загорц. – М. : Искусство, 2003. – 242 с.
  4. Зись А. Виды искусства / А. Зись. – М. : Знание, 1979. – 128 с.
  5. Никитин В. Ю. Модерн-джаз танец. Методика преподавания / В. Ю. Никитин. – М. : ВЦХТ, 2002. – 160 с., ил.
  6. Пуртова Т. В. Учите детей танцевать : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Т. В. Пуртова, А. Н. Беликова, О. В. Кветная. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 256 с.
  7. Фокина Е. Н. Школьные нагрузки и здоровье учащихся / Е. Н. Фокина // Дети и олимпийское движение : тез. докладов и сообщений Междунар. науч. симпозиума (11 – 14 июня 1997 г.). – Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 1997. – С. 189 – 190.

КОЛЯДОВ Р. С. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ
КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Основное внимание автор акцентирует на всестороннем развитии детей в общеобразовательных школах. В статье рассмотрен процесс обучения хореографии для формирования эстетического восприятия окружающего мира.

Ключевые слова: хореография, личность, гармоничное развитие, искусство, образование.

 

KOLYADOV R. S. CHOREOGRAPHIC EDUCATION IN THE SCHOOLS AS A PART
OF THE HARMONIOUS DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY

Author emphasizes the importance of the choreography in the school education to achieve the harmoniously developed personality. The article deals with the role of the dance art in the aesthetic perception of the world.

Key words: choreography, personality, harmonic development, the arts, education.