УДК 793.31: 304.44
Базанова О. А.
Проблема становления этнической идентичности является одной из актуальных тем современных гуманитарных наук. В связи с распространением коммуникаций по всей планете, процессы этногенеза очень ускорились, и этносы разного генезиса возникают и разрушаются в реальном времени. В современных условиях очень важно теоретическое осмысление этих процессов. Этническая идентичность выражает культурные архетипы соответствующего этноса, которые реализуются в разных сферах культурной жизни, включая хореографическое наследие этих народов. Этническая танцевальная культура южных славян, видоизменяясь и развиваясь, сохранила до наших дней особую пластичность, выражающую этнокультурную идентичность современных южнославянских народов. Объяснение механизмов сохранения этих культурных элементов и их смыслов имеет важное значение для понимания того, как создаются и функционируют любые этнокультурные и культурные общности современного мира.
Изучение этнокультурных основ идентичности опирается на анализ общих и различных черт тех этносов, которые известны истории и культуре. Становление идентичности связано с историческими особенностями складывающихся на протяжении длительного времени, главными факторами которых выступает экономическое и социальное развитие, а этническая культура является структурообразующей ее основой. Современные процессы объединения и разделения людей в этнических группах возникают в результате действия механизмов идентичности, которые осуществляются через систему этнических признаков: языка, комплекса бытовой культуры, наличия общего происхождения и исторического прошлого, разделяемой символики и мифологии.
Понятие этничности как особого способа групповой ассоциации является сравнительно новым (впервые оно фиксируется в словаре 1972 г.) и относится к целому ряду характеристик современного общества. Этот термин характеризует определенного рода сообщества и определяет конфигурации социокультурных элементов и показателей (языка, образа жизни и др.), которые служат основой коллективной идентичности [3, с. 960].
В этнической культуре формируются базовые культурные архетипы, выступающие в виде сакральных традиций, обрядов, ритуалов и культов. Следовательно, этническая принадлежность является совокупность религиозных догм, различных характеристик, свойств и компонентов, присущая определенному обществу, пронизывающая культурную практику и проявляющаяся в мельчайших ее деталях.
Древними славянами именуется ряд народов, населявших Восточную, Центральную и Юго-Восточную Европу в V-IX вв. Они занимали обширную территорию от Эльбы на западе до Днепровского бассейна включительно на востоке и от побережья Балтийского моря на севере до Пелопоннеса на юге. На основе этнографических признаков славяне древности подразделяются на восточных, западных и южных. В восточную группу входили племена, впоследствии составившие русские, украинскую и белорусскую нации; в западную – предки нынешних поляков, чехов, словаков, лужицких сербов; в южную – сербов, хорватов, словенцев, болгар, македонцев [6, с. 42].
Выраженная в танце пластичность южных славян является важным элементом формирования этнокультурной идентичности. В условиях становления пластической культуры, мы обращаемся к танцу, как феномену художественной культуры формирующего этническое сознание и необходимо понимать, что танец имеет множество проявлений, отражающих яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим воссозданием его быта, характера, эстетических взглядов и понимания красоты окружающего мира. По словам известного специалиста по теории хореографического искусства Э. А. Королева дала расширенное определение обозначенного феномена: «Танец – вид пространственно-временного искусства, художественные образы которого создаются средствами эстетически значимых, ритмически систематизированных движений и поз» [1, с. 21].
Смысловое значение, выразительность танца складываются из двух моментов: индивидуальной значимости выразительных движений тела танцовщика и универсального смысла человеческого тела в культуре. Элементами процесса смыслообразования являются пластические мотивы – движения первого и второго порядка (естественные и условные). Пластические мотивы помогают более четко представить многогранную структуру языка танца. Составляющими формообразования являются композиционные элементы танца: фрагменты, этюды и др.
Богата и разнообразна танцевальная культура южных славян, если систематизировать по культуре народа составляющие такие ветви южных славян: болгары, сербы, хорваты, словенцы, черногорцы и провести общий анализ, можно сказать что в культуре этих народов есть много общего и отображаются традиции, обряды и другие черты, присущие южнославянским народам.
Изучение южнославянского танца в полной мере подтверждает эту мысль. Как и у других народов, его пластический язык ведет свою историю от охотничьих религиозных ритуалов, сопровождавшихся натуральной пантомимой, в которой сфокусировались зачатки художественной деятельности, «постепенно превращаясь в новую субстанцию – искусство, обретая наиболее условные изобразительные, пластические и музыкальные формы» [4, с. 209].
Кроме того, этнические танцы были неразрывно связаны с мифологией, поверьями, с ритуалами земледельческого календарно-обрядового цикла. В танцах южных славян, как отмечали исследователи: Седов В. В., Щеглова О. А., Худеков С. Н., заложен особый механизм этнического воспитания, который включал передачу знаний о духовной и материальной культуре.
С другой стороны, язык южнославянского танца образуется целым комплексом различных этнических элементов, каждый из которых придает пластике своеобразные черты, эстетически обогащающие его хореографию. Язык танца называют языком дружбы. Танец помогает ближе узнать друг друга, почувствовать искреннюю приязнь. На языке танца люди разговаривают без помощи словаря и переводчика [5]. Славянский танец по своей живописи ярок и эмоционален. Более того, он разнообразен: по-разному танцуют, с особой выразительностью корпуса, рук, ног, специфическим строем его музыкальной основой, сюжетом, в котором отражаются разные стороны жизни народа.
Также особую роль в формировании пластики южнославянского танца играет крой костюма, который определяет манеру его ношения. Например, движение женщин зависимы от его тяжеловесной структуры, от комплекса украшений, а легкая обувь влияет на манеру походки. Множество ожерельев, набедренных украшений, оформленное металлическими пуговицами и монетами, украшенные бубенчиками и колокольчиками создавали неповторимую звучащую среду во время движения.
Так в пластической культуре южных славян, у разных народов встречается круговая композиция, в которой отразились традиции и быт, имеющие схожие и отличительные черты. В них проявляется духовный стержень народа, археическое начало и выступает универсальным языком коммуникаций. У круговых танцев славянских народов, называемых «Хоровод», «Коло» или «Хоро» есть множество видов.
«Хоро» представляется на славянских языках как «гора» и «оро» и означает круговой танец. Каждый народ исполняет этот танец по своему.
Так у болгар наиболее распространенная пляска «Хора» в которой танцуют много людей, количество участников в таких танцах не ограничено. Исполнять этот танец могут как женщины, так и мужчины, либо все вместе. Для этого танца характерны движения из одной стороны в другую, назад и вперед, также естественны ходы по кругу, зигзагами, линиями. [5, с. 10]. В разных регионах они по-своему, так в северной области Болгарии, одним из опулярных танцев является «Пойдушко-хоро», а в Шопской области «Граовско-хоро», и «Трынско-хоро».
В сербской культуре также существует круговой танец, таким примером является танец «Коло» – (круговая цепь танцоров) пляска по кругу. Этот танец разнообразен своими рисунками, количеством участников, манере исполнения и хореографической лексикой. В Сербии можно встретить различные виды «коло», связанные с отдельными регионами. Примером этого является «Коло де срем», «Узиджко коло», «Моровадж», «Власко», «Лесковаджко».
Танцы делятся также на простые и сложные. В простых – исполнители сохраняют один рисунок, то есть двигаются только вперед и назад из стороны в сторону, только по кругу или только сохраняя квадрат. К сложным танцам относятся те, в которых выполняются двойные и тройные цепи с фигурами; параллельные колонны, в которых участники двигаются лицом друг к другу, затем лицом к зрителю; хоровод в хороводе, то есть внутренний и внешний круги, в середине круга могут танцевать один, двое или четверо солистов; хоровод на хороводе в мужском танце, то есть исполнители верхнего хоровода стоят на плечах у исполнителей нижнего хоровода; различные переходы, переплетающиеся положения и т. д. Для многих танцев, особенно сербских и македонских, характерной деталью является платок, который находится у первого исполнителя – вожака, и у последнего исполнителя. Существуют танцы, в которых каждая девушка и каждый юноша держат в правой руке платок подняв руку с платком вверх, вращают кисть. Движения и костюмы подчеркивают красоту композиционных рисунков танцев, делают пластику еще более рельефной и четкой [5, с. 233].
В Хорватии бережно сохраняются древние формы традиционной музыки и танца, более того, они ещё и играют немаловажную роль в повседневной жизни населения, являясь неиссякаемым источником, постоянно подпитывающим национальную культуру. Самый известный в местных краях танец – «коло» (женские, мужские и смешанные), исполняется танцорами в круге. Это красивый, быстрый, безудержный танец, сопровождающийся неистовой игрой скрипачей. Возможно, он является частью древнего славянского ритуала поклонения солнцу. В некоторых коллективных веселых плясках сохраняются древние обрядовые элементы (пляски на масленицу, часть свадебных, пляски вокруг огня и др.). Пляски нередко сопровождаются пением, без инструментального аккомпанемента. Существуют и «немые» пляски, например «врличко коло» в этих танцах сопровождением служит топот ног танцующих и звон женских украшений из старых серебряных монет [5, с. 234]. В Хорватии имеются различные виды этого танца. «Босанско коло», «Календара коло», «Джиро коло», «Миланово коло», «Лиджки коло», «Прекид коло» Надо сказать, что этот танец также исполняют в Югославии («Баджко велико коло») и в Словении («Ниджемо коло»).
В традиционных танцах этнических черногорцев также встерается круговая форма построения – «Оро» почти как сбор или игра. Как правило, молодые мужчины и женщины собираются и образуют круг (коло), затем начинают петь, а обычно после пения парень с одной стороны начинает брать под руку девушку с другой стороны и ведет ее по кругу танцевать. Один из более смелых молодых людей затем входит в круг и начинает танцевать, изображая из себя орла, чтобы произвести впечатление. Тогда толпа немедленно реагирует с песней, либо хвалит либо высмеивает его. Вскоре к нему присоединится девушка, довольно часто его подруга или, возможно, кто-то привлекший его во время Оро. Она также подражает орлу, но более элегантно. Исполнители ходит по кругу. Обычно исполнители заканчивают Оро путём формирования двухэтажного круга, стоя на плечах у других танцоров. Оро является черногорской разновидностью Коло, с особенностью – пением.
Таким образом, среди рассмотренных танцев южных славян выделяется древний архетипический слой, который включает самые общие и древние элементы пластической культуры этих этносов, главным из которых является круговой танец. С этой точки зрения, изучение круговых танцев обладающих самой древней историей, распространенных до сегодняшнего дня почти во всех уголках мира, и исполняемых с большой любовью, является крайне важным.
Поклонение солнцу – одно из древнейших верований славян, формирующих еще общеславянский языческий пласт культуры. Хотя постепенно связанные с солнцем обряды потеряли свой ритуальный смысл и превратились в жанр круговых танцев, но эта древня семантика танца может быть считана и восстановлена при изучении и анализе общих для всех славян элементов их пластической культуры.
Важный механизм формирования этнокультурной идентичности – выделение своего коллектива из мира природы и социального мира вообще. В рамках любого этноса вырабатываются способы узнавать своих и отделять себя от чужих [9]. Этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека. Социокультурная идентичность определяет осознание человеком своего реального места в природе и социальном мире. Она предполагает проведение границ между «своими» и «чужими», определение круга лиц с которыми индевидпо происхождению, социальному статусу и т.д. связан и сознатально себя идентифицирует, а одновременно с этим и круга лиц, которым он противостоит, от которых он себя отличает. Как отмечает С. Хантингтон, что «В современном мире культурные идентичности (этнические, национальные, религиозные, цивилизационные) занимают центральное место, а союзы, антагонизмы и государственная полиика складываются с учетом культурной близости и культурных различий» [7]. Одним способов формирования границы своего этноса являются функционирующие только в данной этнокультурной среде народные танцы.
Танцы эти общие у разных славянских народов такие как: хороводы, пляски и круговые танцы, поэтому они объединяют славян в единую южнославянскую общность.
То есть народная танцевальная культура является одним из механизмов формирования и сохранения этнокультурной идентичности, выполняя такие функции как выделение своего этноса среди чуждых этносов и объединение этносов с родственной культурой в единое целое.
Таким образом, каждый южнославянский народ в течение веков создавал самобытную культуру, которая отражает его многогранную жизнь. Народный танец как часть этой культуры отражает социальные и эстетические идеалы южных славян, их историю, трудовую деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер. Все эти жизненные сферы базируются на общекультурном архетипическом слое, который сохранился в народной славянской пластике и танцевальной культуре. Именно этот слой и сохраненные в нем смыслы являются основой формирования этнокультурной идентичности разных южнославянских этносов. Существующая со времен праславянской общности пластическая культура славянских народов реализуется в народных танцах и таким образом сохраняет элементы культурных архетипов, которые могут актуализоваться в разные исторические периоды. Функционирование и сохранение таких архаичных культурных структур важно для понимания работы механизмов передачи культуры будущим поколениям в любой этнокультурной группе.
ЛИТЕРАТУРА
- Королева Э. А. Ранние формы танца / Э. А. Королева. – Кишинев: Штинца, 1977 – 215с.
- Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование / В. В. Седов. – М. 2002. – 215 с.
- Социокультурная антропология: История, теория и методология: Энциклопедический словарь / Под ред. Ю.М. Резника. – М.: Академический Проект, Культура; Киров: Константа, 2012. – 1000 с.
- Сязи А. М. Орнамент и вещь в культуре Нижнего Приобья / А. М. Связи. Томск : Изд-во Томск, ун-та, 2000. – 248 с
- Ткаченко Т. Народный танец / Т. Ткаченко. – государственное издательство Искусство, Москва, 1954. – 680 с.
- Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян / О.Н. Трубачев. – Москва: «Наука», 2003 – 497 с
- Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка. / С. Хантингтон. – 1997. Т.2. № 2.
- Худеков С. Н. Искусство танца: История. Культура. Ритуал. / С. Н. Худеков. – М. : ЭКСМО, 2010. – 544 с.
Базанова О. А.: Роль народного танца в формировании и сохранении этнокультурной идентичности.
В статье рассматривается формирование этнокультурной идентичности и становления пластической культуры южных славян.
Ключевые слова: этнокультурная идентичность, пластическая культура, народный танец, южные славяне.
Bazanova O. A: The role of folk dance in the formation and preservation of ethnocultural identity.
The article considers the formation of the ethnocultural identity and the formation of the plastic culture of the southern Slavs.
Key words: ethnocultural identity, plastic culture, folk dance, southern Slavs.