УДК 130.2:78.01
О. С. Бурмистрова
Музыкальная культура последней трети XX столетия представляет собой сложный феномен, отличающийся многоликостью, бесконечной переменчивостью, эклектичностью. Возникновение новых форм, жанров, стилей, направлений в музыке свидетельствует о новых поворотах в музыкальном мышлении, порождающих иные смысловые пласты в искусстве этого периода, обозначенном исследователями как постмодернизм.
Актуальность темы музыкального постмодернизма состоит в том, что тема определяется сложившимся положением в современном культурном мире, который трактуется под знаком постмодернизма в науке и искусстве. Важно отметить, что на данном этапе музыкальный постмодернизм находится в фазе изучения, поскольку в музыке постмодернизм не нашел точного понимания, тогда как в философских и эстетических учениях теме постмодернизма посвящен целый ряд различных исследований.
В рамках постмодернизма сегодня работают многие философы, социологи, лингвисты, искусствоведы. К наиболее известным представителям данного направления следует отнести Жана-Франсуа Лиотара, Жана Бодрийяра, Жиля Делеза, Жака Деррида, Феликса Гваттари и др. Важную роль в осмыслении проблематики культуры постмодернизма на примере разных искусств играют работы И. Ильина, Н. Маньковской, М. Эпштейна, М. Липовецкого, М. Ямпольского и др.
За последнюю четверть века постмодернизму не раз предрекали скорую смерть, но до сих пор он остается в центре острых научных дискуссий и жарких дебатов философов, политологов, литературоведов, лингвистов и т. д. Спектр оценок, отражающих отношение к этому сложному явлению, чрезвычайно широк, от отрицательных до хвалебных; однако никто уже не отрицает, что данный феномен заслуживает пристального внимания исследователей. И хотя «постмодернизм» действительно во многих отношениях уже клише, немногие теоретики могут сказать уверенно, что же обозначает этот термин. Тем не менее ученые единогласны в том, что постмодернизм должен рассматриваться как отказ от многих (если не всех) культурных фактов, которые казались неопровержимыми в течение последних 200 лет, поскольку он заставил сомневаться в западных ценностях культурного прогресса и политической системы, поддерживающей его.
Постмодерн все еще остается предметом споров, так как многие авторы по-прежнему придерживаются концепции модерна, которая, по их мнению, не опровергается предельным состоянием утопий [6, с. 24].
Модернизм характеризует преимущественно культуру первой половины XX века, зрелое индустриальное общество, где главенствуют рационализм, урбанизация, «искусство для искусства», а постмодернизм обозначает совершенно новую культурную ситуацию, сложившуюся во второй половине и в конце XX столетия в постиндустриальных странах.
С позиций широкого видения модернизма постмодернизм является его продолжением, исторической формой кризиса мировоззрения. Общее осознание мощного перелома в европейской культуре в конце ХХ – начале ХХI века является основанием сопоставления модернизма и постмодернизма.
Опираясь на исследования Н. Б. Маньковской, можно определить, что модернизм – классика XX века. Что же касается постмодернистской тенденции, то она неканонична хотя бы в силу своей принципиальной асистематичности, сознательного эклектизма, установки на расшатывание понятийного аппарата классической эстетики, ее норм и критериев. Ее каноном становится отсутствие канона [9, с. 8].
Постмодернизм представляет собой отрицательную критическую реакцию на модернизм. Он критикует все, что составляет основу новоевропейской рациональной культурной традиции. Современная культура оказалась несостоятельной, ее претензии на открытие объективных законов мироздания, на универсальность, прогресс обернулись для современной цивилизации системным кризисом. Постмодернизм ищет выход из этой ситуации, подвергая модернистские культурные ценности последовательной критике. Особенно критично постмодернизм относится к любым проявлениям тоталитаризма, диктата, пренебрежению человеческой индивидуальностью.
Понятие постмодерна содержит в себе момент освобождения, так как оно в состоянии увести от идей, навязываемых современностью, от всемирного противостояния Запада и Востока [6, с. 32].
Термин «постмодернизм» подразумевает цитирование известных образцов, но может делать это путем каталогизации, а может – в манере намеренно бредового коллажа. По мнению И. Хасана, «модернизм остается детищем эпохи Гуманизма и Просвещения, постмодернизм же построен на развалах утраченных идеалов, и потому он – антиинтеллектуален по сути» [Цит. по: 10, с. 238].
Ж.-Ф. Лиотар убежден, что постмодернизм уже имплицитно присутствует в модерне, ибо модерн содержит в себе побуждение описать себя, увидеть свои различные положения. Приставка пост- обозначает, по его мнению, нечто вроде конверсии: новое направление, сменяющее предыдущее. Поэтому постмодернизм – это «не конец модернизма, не новая эпоха, а модернизм в стадии очередного обновления. Модерн продолжает основательно развиваться вместе со своим постмодерном» [8, с. 54].
Следовательно, отношение постмодерна к истории имеет особый характер: он живет не из мнимого отрицания всего предшествующего, а имеет в виду настоящую одновременность неодновременногo. Причем постмодернизм имеет свои античные, средневековые, нововременные и другие праформы. Таким образом, через осмысление всех проблем постмодернизма с необходимостью проходит идея преемственности культурного развития, трактуемая как весьма сложный процесс, прежде всего лишенный линейности [4, с. 127]. Недаром Ж.-Ф. Лиотар отмечает: «Определяющим для постмодернизма является не только то, что нет больше мифов единства, но и то, что их потеря не вызывает огорчения» [8, с. 60].
Культура эпохи и общества образует единую парадигму, в которой различные вариации и спонтанные образования объединяются в одну основную мелодию. Переход к постмодерной культуре обнаруживает признаки смены парадигмы, так как повсеместно становятся заметны постмодерные черты во всей целостности культуры. В самом общем виде указанную смену парадигмы можно обозначить следующим образом: господство в обществе технико-экономических теорий и решений сменяется преобладанием решений, ориентированных на контекст. Культура и принцип бережного отношения сменяют ориентацию на чисто техническое изготовление [6, с. 45].
Постмодернизм во многом обязан своим возникновением развитию новейших технических средств массовых коммуникаций – телевидению, видеотехнике, информатике, компьютерной технике [9, с. 11].
Постмодернизм – сложное, достаточно эклектичное и неоднородное явление, возникшее в западноевропейской культуре последней четверти XX века. Первые идеи постмодернистского толка актуализировались в конце 60-х годов и были связаны с критической рефлексией социокультурных и философских контекстов современной цивилизации. В буквальном смысле «постмодернизм» – это то, что следует за современной эпохой, за модернизмом и связано с осмыслением стилевых изменений в европейской художественной культуре. Но только в 80-х годах термин «постмодернизм» укореняется и приобретает статус общеупотребимого понятия.
Постмодернизм связан с претензией на смену философских парадигм, что сопрягается с глубокой и разносторонней критикой панлогизма, рационализма, объективизма и историзма, свойственных предшествующей западноевропейской традиции. Исследование того, что сделано, и иллюзий, с этим связанных, поставило в центр постмодернистской проблематики осмысление того, как это сделано, что выдвинуло на первый план проблемы, требующие прояснения роли знака, символа, языка и структуропорождающей деятельности [12, с. 199 – 200].
Постмодернизм не располагает собственным материалом, он лишен собственной субстанции и может предъявлять только то, что есть или что было в наличии, – вот почему постмодернизм всегда вторичен. В искусстве постмодерна вторичность превращается в необходимое условие существования, в некий «модус существования», ибо постмодернизм – это не какой-то определенный материал, стиль или зык, но это некие симулякры языка, стиля или символики, имитирующие ранее существовавшие смысло-ценности [5, с. 74].
Современный этап в истории музыкальной культуры, который принято называть эпохой постмодернизма, характеризуется прежде всего разрушением идеи автора и произведения, а отсюда и кардинальными изменениями в системе музыкального языка. Художественный процесс XX века принципиально отличается от всего существовавшего ранее. Постмодернизм расценивается как реакции на модернистский культ нового, а также как элитная реакция на массовую культуру, как полицентричное состояние этико-эстетической парадигмы. Постмодернизм переосмысливает в «великой деконструкции» все структурные элементы музыкального языка, превращая их в симулякры. Музыкальная символика теряет свои онтологические основы, символ «уходит» из музыки, а его место полноправно занимает знак. В исторической эволюции музыкальные интонации, ритмы, тембры и другие элементы языка рафинируются, видоизменяются и все больше теряют свою генетическую связь с праисторической сущностью, становясь просто знаками [Там же, c. 72 – 23].
Принцип и тенденции музыки XX века, а также влияние культуры постмодерна заставляют «автора – исполнителя – слушателя» сливаться в едином порыве музыкального потока. Между ними нет границ: историческая эпоха, сцена, концертный зал. Они единое целое, они равноправные участники представления. Автор свободен от мнения слушателей – первый смысл. Исполнитель трактует произведение как свое собственное сочинение («Смерть автора», Р. Барт), привнося второй смысл, возможно диаметрально противоположный авторскому замыслу. А слушатель свободен и от автора, и от исполнителя, тем более от критиков. Он понимает музыку так, как ему это необходимо, в силу разных обстоятельств. Это и есть яркое проявление постмодернизма – разрушение традиционных канонов восприятия музыки.
Музыке, как и другим видам искусства, не удалось устоять перед очарованием культуры постмодерна. XX век является переломным для всей культуры в целом. Музыкальная культура не избежала радикальных перемен в прошлом столетии: произошла смена эстетических парадигм. Эпоха постмодернизма давала о себе знать за несколько десятилетий до своего официального признания. Особенно чутко к переменам отнеслась музыка. Она стала своего рода зеркалом, показывающим нам эволюцию человеческого мировоззрения, эстетического сознания на своем невербальном, звуковом, чувственном языке. Через различные состояния, переживания в музыке слушатель может почувствовать, а затем понять содержание XX века, т. е. выразить категориально свое восприятие.
Многие композиторы ссылаются на достижения науки XX века – теорию относительности, квантовую теорию, на математические и религиозно-философские концепции, на теорию хаоса. В музыке также изменяется и статус формы. Это свидетельствует о сходстве между постмодернистской литературой, поэзией и музыкой XX века. Теперь композитор для каждого произведения сочиняет свои собственные каноны.
Постмодернистская музыка связана с фундаментальной сменой представлений о том, о чем должна быть музыка. С утверждением постмодернизма утверждалась идея, что музыка «сама по себе». Стилевые аллюзии и цитаты стали не только техническим приемом, но сущностной стороной музыки, переросшей из возможности в потребность. В этом также виден отход от модерновой парадигмы, когда основными элементами музыкального искусства считались интонация, ритм и мотивы; постмодернизм считает основным предметом искусства медиапотоки, промышленные объекты и отдельные жанры. Иными словами, постмодерн сводит роль искусства к комментированию общества потребления и его продуктов, отказываясь от модерного стремления постичь «реальность» вселенной в ее фундаментальных формах [7, с. 28].
Например, Пьер Булез считал, что авангард открыл «новый звук», поэтому современным композиторам приходится радикально перестраивать свое мышление. Музыка в XX веке расширила свои границы, не стала ограничиваться европейскими рамками – появилась глобальная широта эстетического материала, все континенты участвуют в музыкальной жизни нашей планеты. Кроме того, невозможность передать словами содержание музыкального текста, поскольку специфичность глубинной сущности музыки в постмодернистской парадигме заключается в красоте ее звуковых форм [11, с. 71].
В постмодернизме можно определить ряд параметров, по которым музыкальное произведение идентифицируется в рамках культурно-исторической ситуации постмодернизма. Однако следует отметить, что воплощение постмодерных черт всегда сугубо специфично не только для каждого автора, но и для каждого отдельного произведения.
— Традиционность мышления является одним из ключевых параметров, она связана с выбором традиционных жанров, отказом от принципиального новаторства и отражается в произведении в осмыслении и компилировании уже известного.
— Эклектичность наиболее часто выражается в принципе коллажа – культурологическом творческом методе, основанном на соединении различных техник, идей, стилей. Эклектичность не является принципиально новым методом постмодернизма, это, скорее, композиторский возврат в эклектике, новая эклектика.
— Пространственно-временной параметр – исторический метод, связанный с ретроспективным взглядом на предыдущие стили, эпохи, метод, который через иронию обеспечивает постмодернистскую «игру со смыслом».
Эти параметры являются базой произведения, они стабильны и проявляются в любом случае, отражая сущность постмодернистского мировоззрения.
Важным для музыкальной эстетики постмодерна является и отношение к тексту. Ж. Деррида отмечает, что реальность в постмодернизме мыслится как текст: «Ничто не существует вне текста» [3, с. 154]. В любой исторический период культура предстает как сумма текстов. Любое произведение постмодернизма есть текст, если принимать во внимание текстологические принципы, а под ними мы имеем в виду мобильные элементы, которые возникают именно в тексте конкретного автора и постмодернистского образца. В. В. Балабин своей работе «Метатекстуальность и интертекстуальность в исследовании дискурса» приводит систему межтекстуальных взаимоотношений:
– интертекстуальность (соприсутствие в одном тексте двух или более различных текстов);
– паратекстуальность (в виде отношения текста с его частями);
– метатекстуальность (выражается в присутствии комментирующей ссылки одного текста на другой);
– гипертекстуальность (связь одного текста с другим при помощи трансформации, пародии, имитации, адаптации и т. д.);
– архитекстуальность (в виде жанровых связей текстов) [1, с. 84].
К ярким представителям постмодернизма в музыкальной культуре XX века стоит отнести американского композитора Джона Кейджа, чье творчество вызвало немало споров и при этом повлияло на музыкальное искусство XX века, который прославился своей знаменитой пьесой «4’33». Ее содержанием являются 4 минуты и 33 секунды тишины. Своей задумкой композитор привлекает внимание слушателя к звукам той среды, которые слышатся на протяжении всей пьесы, где представлен коммуникативный признак постмодернистского искусства.
Еще одним из ярких представителей постмодернизма в США является Джордж Крам. Американский музыковед Киль Гэнн называет Крама «композитором, соединившим в своем творчестве различные тенденции национальной музыки, от Э. Макдоуэлла до Р. Харриса, вместе с европейскими стилями начала ХХ века» [10, с. 87]. В этом высказывании критик подчеркивает плюрализм стилей в музыке Дж. Крама. Другой критик, Е. Стрикленд, отмечает, что в музыке Крама представлен широкий диапазон стилей: композитор обращается к рождественским кэрол и средневековым органумам, модальности и атональности, приемам баховского контрапункта и тембровым находкам музыки ХХ века. Крам развивает принципы цитирования, полистилистики и коллажа, характерные в целом для музыки США. Благодаря этим техникам Крам находит новые смысловые связи между музыкой прошлого и настоящего. Вместе с тем Крам использует весь арсенал современной музыки, включая додекафонию, сонорику, стереофонию и другие композиционные средства, получившие развитие в музыке ХХ века. Он продолжает неоклассическую традицию жанра «музыка для…», представленную в творчестве Б. Бартока, П. Хиндемита, Э. Вареза, Дж. Кейджа и др.
В музыке первым постмодерновым стилем считается минимализм. Минимализм в музыке – метод композиции на основе простейших звуковысотных и ритмических ячеек – «паттернов» (моделей). Среди первых минималистов – ученик А. Шёнберга, Ла Монти Янг, который использовал элементы «сериализма» в своих ранних минималистических произведениях, и Терри Райли, в произведениях которого ощущается влияние индийской музыки традиций рок-музыки. «Сериализм» – это техника композиции, объемлющая и 12-тоновую систему Шенберга, и ряд параметров звука (ритм, динамика, артикуляция, тембр и т. д.). В широком толковании «сериализм» – концепт, означающий целостность структурного процесса, разделяемого по признакам охвата параметров звука [2, с. 18].
Для минимализма характерна так называемая «философия звука». Она выражена в словах Кейджа: «Звуки становятся «абстрактными», если вместо того, чтобы слушать их ради них самих, довольствоваться слушанием их взаимосвязей. Я же отлично знаю, что вещи взаимопроникаемы. Думаю, что взаимопроникновение звуков обильнее и сложнее, когда мной не вводится никакой связи. Вот тут-то они объединяются и собираются в нечто единое, в единицу. Они сами по себе, они существуют. И поскольку каждый сам по себе, в единице есть множественность» [4, с. 34].
Минимализм доводит звук до первоэлемента, свободного от системных связей. В свою очередь звук как первоэлемент помещен в систему пространственно-временных координат, далеких от европейской музыкальной традиции. Время для минималистов – объективный, бесконечно длящийся процесс. Подобно вечному двигателю: динамика движения и статика бесконечности.
Спустя полвека после своего возникновения минимализм продолжает возбуждать интерес музыкантов разных поколений и стран и, принимая различные формы, интенсивно участвовать в процессе развития современного музыкально искусства.
Философия постмодернизма сознательно уходит от классического картезианского субъекта. Человек никак не может достроить картину мира по фрагментам, которые ему предлагают постмодернисты в литературной критике, философии, музыке, возвещая о «смерти субъекта», тем самым традиционное «Я» опустошается. Человек уже не центр всех явлений и событий, а скорее зритель, наблюдающий за жизненным спектаклем, он опосредован действительностью, сам является производным от тех событий, в которые попал совершенно случайно. Поэтому не он определяет картину мира, свое мировоззрение, а нечто другое – неведомое. Особенность философии постмодернизма и музыки ХХ века – в изысканности смысла, рафинированности, недоступности простому обывателю. Философия постмодернизма и музыка XX века – это прежде всего утонченные интеллектуальные игры, как правило для узкого круга. Не удивительно, что философия постмодернизма и музыка XX века – явления, которые не претендуют на понятность [11, с. 71].
Итак, музыкальная культура последней трети XX столетия отличается разнообразием художественных тенденций, жанров, форм, что позволяет рассматривать этот этап исторического развития музыкального искусства в контексте философского направления постмодернизма с его характерными чертами: незавершенностью, отрывочностью, случайностью, ассоциативностью, афористичностью высказывания, умением соединять несоединимое, способностью воплощать и отображать происходящую контекстуальную ситуацию в ее множественности существования культурных форм, отказом от установления какого-либо правила, мобильностью, многовариативностью смыслового центра.
Проанализировав работы целого ряда музыковедов и философов, можно сказать, что музыкальный постмодернизм – это вызов, некий бунт против устоявшихся канонов в музыке. Постмодернизм – это реальность нашего века, которая до конца не изучена и потому представляет собой широкое поле для дальнейших научных исследований.
ЛИТЕРАТУРА
- Балабин В. В. Метатекстуальность и интертекстуальность в исследовании дискурса / В. В. Балабин // Вестн. МГИМО-Университета. Серия: Филология. – 2008. – № 2. – С. 77 – 82.
- Гуляницка Н. С. Музыкальная композиция: модернизм, постмодернизм История, теория, практика / Н. С. Гуляницкая. – М. : Языки славян. культуры, 2014. – 367 с.
- Деррида Ж. Философия и литература: Беседа с Жаком Деррида //Жак Деррида в Москве: деконструкция путешествия. – М. : Ad Marginem, 1993. – С. 151 – 186.
- Дианова В. М. Постмодернизм как феномен культуры // Введение в культурологию : курс лекций / под ред. Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова. – СПб. : Anthropology, – C. 125 – 130.
- Капичина Е. А. Философия музыки: от языка – к восприятию : монография / Е. А. Капичина. – Луганск : Изд-во ГОУК ЛНР «ЛГАКИ имени М. Матусовского», 2018. – 360 с.
- Козловски П. Культура постмодерна / П. Козловски ; пер. с нем. Л. В. Федоровой, Ф. Н. Фельдмана, М. Н. Грецкого, Л. В. Сувойчик. – М. : Республика, 1997. – 240 с.
- Кравчук Д. Постмодерн 2.0. [Электронный ресурс] / Д. Кравчук, П. Семченко, А. Шлама. – Минск, 2017. – 56 с. – Режим доступа :
- Лиотар Ж.-Ф. После времени: французские философы постсовременности /
Ж.-Ф. Лиотар ; пер. с фр. А. В. Гараджи // Иностр. лит. – 1994. – № 1. – С. 54 – 66. - Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская. – СПб. : Алетейя, 2000. – 347 с.
- Радугин А. А. Культурология : учеб. пособие / А. А. Радугин. – М. : Альма матер, 2001. – 304 с.
- Рафикова А. Р. Культура постмодерна и музыка ХХ века / А. Р. Рафикова // Электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
phil/0754327/069-072.
- Философия XX века : учеб. пособие / В. И. Добрынина и др. – М. : ЦИНО о-ва «Знание» России, 1997. – 288 с.
Бурмистрова О. С. Философия постмодернизма в музыкальной культуре
В статье рассматривается философия постмодернизма, взаимосвязь постмодернизма с модерном и влияние его на музыкальную культуру XX века. Определяются основные черты постмодернизма, а также философские связи с музыкой. Постмодернизм рассматривается как современное мироощущение – своеобразный протест против действительности и в то же время своего рода подведение итогов и переосмысление.
Ключевые слова: постмодернизм, минимализм, симулякр, философия, модернизм.
Burmistrova O. S. Philosophy of Postmodernism in Musical Culture
The article considers the philosophy of postmodernism, the relationship between postmodernism and modernity and its influence on the musical culture of the 20th century. Identify the main features of postmodernism, as well as philosophical links with music. Postmodernism is seen as a modern world view — a kind of protest against reality, and at the same time a kind of summing up and rethinking.
Key words: postmodernism, minimalism, simulacrum, philosophy, modernism.