МАССОВАЯ КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНА

УДК 18:130.2:316.773

Д. А. Серджан

Представление о культуре в современном обществе уникально. Оно объединяет повседневные взгляды на культуру как процесс приобщения к ценностям, созданным человечеством, представления об определенных канонах поведения в обществе, а также принципиально отличающиеся от обыденных размышлений о ней исследователей.

В 80 – 90-х гг. ХХ в. произошла смена парадигм в культуре, во многом определившая и современные тенденции. Их можно охарактеризовать как ценностный сдвиг, под которым понимается изменение рангового порядка ценностей, смена акцентов и изменение в нынешних условиях социальной действительности. Ценностный сдвиг характеризует современность в рамках эпохального проявления моделей постмодернизма, пришедшего на смену модернизму. По отношению к постмодернизму как неоднозначному явлению было выражено немало негативных оценок. Существует множество мнений: от полного принятия до категорического отрицания.

В настоящее время мы вступили в эпоху постмодерна, одной из характерных особенностей которого является стирание различий между «высокой» и «массовой культурой».

Массовая культура перестает быть только культурой европейской и американской. Приобретя совершенно иные масштабы и качество, она проникла в постсоветское пространство, в том числе и в Россию, обнаруживает себя в азиатских странах с сильной культурной традицией.

Сам по себе процесс культурной глобализации носит противоречивый характер, сопровождаясь одновременными процессами культурной унификации и утверждением культурной самобытности, всплеском фундаментализма. При этом массовая культура выступает как одно из средств социокультурной вестернизации и глобализации, той культурной формой, по стандартам которой идет процесс культурного объединения. Она не только помогает заполнить досуг, но и формирует ментальность современного человека [1].

Этимология термина «постмодерн» восходит к 1917 году. Впервые его употребил немецкий философ Рудольф Панвиц в работе «Кризис европейской культуры». Речь шла о новом человеке, призванном преодолеть упадок. Постмодерн рассматривался как способ выхода европейской культуры из глубокого кризиса, куда ее завел модернизм, пораженный язвами нигилизма и декаданса. Это был всего лишь парафраз ницшеанской идеи «сверхчеловека» [2].

Во второй раз этот термин, независимо от Панвица, использует испанский критик Ф. де Онис. У него постмодерн выступает в качестве промежуточного периода (1905 – 1914) между первым этапом модерна (1896 – 1905) и вторым, более сильным этапом «ультрамодернизма» (1914 – 1932).

В третий раз это слово встречается в однотомном изложении (1947) американским философом Д. Сомервиллом многотомного труда английского историка А. Тойнби «Исследование истории». Здесь «постмодерн» означает текущий, современный период западной культуры, начавшийся уже в 1875 г.

К настоящему времени постмодернизм прошел все основные этапы своего становления. В конце 50-х гг. в итальянской архитектуре и американской литературной критике появились первые его признаки. Затем они возникли в искусстве ряда европейских стран, США и Японии, а к концу 60-х гг. распространились на остальные области культуры. В 70-х гг. происходит окончательное самоутверждение и признание постмодернизма как особого феномена, и он предстает как своеобразная сенсация. В 80-х гг. постмодернизм распространяется по всему миру и становится интеллектуальной модой, неким особым знаком времени, своеобразным пропуском в круг избранных и посвященных. Если раньше надо было непременно быть модернистом и авангардистом, то теперь стало трудно не быть постмодернистом. В начале 90-х гг. ХХ в. ажиотаж вокруг постмодерна спадает, и он вступает в полосу более спокойного существования.

Постмодерн называют искусством цитирования. Все, что можно было создать, уже создано человечеством, и поскольку ничего принципиального нового не создается, то созданное цитируется и комбинируется определенным образом. Разыскиваются новые смыслы в том, что уже казалось осмысленным и понятным. Творческая перекомбинация позволяет создать самоценный фантастический мир постмодернизма. Постмодернистские тексты – стимулы интерпретаций, они вовлекают в диалог между новым произведением и другими, ранее созданными, а также между автором и аудиторией. Это свидетельствует об открытой структуре эстетики постмодернизма, которая реализует одну из важнейших своих программных задач, а именно задачу освобождения человека от давления со стороны строгих интерпретаций, диктуемых культурой с ее языковыми нормами.

Постмодернизм как самостоятельное течение в культуре и искусстве имеет свои основные идеи и принципы, которые необходимо обозначить:

1) отрицание метафизики (отрицание инициации, любых форм трансцендентального опыта, тонких миров и пр.);

2) плюрализм (т. е. одинаковая ценность мнений вне понятий силы, уровня достижения и пр.);

3) антисистематичность (т. е. отрицание иерархии);

4) адогматичность (т. е. отрицание Законов);

5) отсутствие первосмысла – трансцендентального означаемого (т. е. отрицание космогонии и пр.);

6) утрата ценностных ориентиров (т. е. отрицание Истинной Воли и Великого Делания).

Вне всяких сомнений, можно утверждать, что мы живем в эпоху массовой культуры. Достаточно оглянуться вокруг, присмотреться к окружающему нас миру, чтобы признать данный факт: на телевизионных экранах, на подмостках сцен, в радиоэфире, на рекламных уличных щитах, во время работы и отдыха, в словах случайных попутчиков, в нашей собственной речи – все это проявления массовой культуры. Отношение к массовой культуре  чаще всего негативное, что не совсем справедливо. Как мы увидим далее, массовая культура – это, скорее, вынужденная мера, неизбежная в нынешних социально-исторических условиях, нежели вредоносный побочный продукт «неправильного» развития.

Массовая культура соответствует тенденциям постмодернизма с его амбивалентным плюрализмом, множественностью равнозначных форм и эклектичностью. В этом плане постмодернизм – это стилистика массовой культуры постиндустриального информационного общества, поглотившая и высокое элитарное искусство. Массовая культура эпохи постмодернизма устраняет ценностную иерархию, делает ценностно-смысловое пространство культуры плоским, закрепляя преимущества горизонтальной ценностной координации над вертикальной. Существование массовой культуры на протяжении долгого времени – индустриальной эпохи, распространение ее в эпоху постиндустриальную – говорит о ее соотнесенности с потребностями людей, о ее способности отвечать на «вызовы» изменяющейся действительности. В массовой культуре отразились и некоторые тенденции становления возможного будущего общества, когда исчезнут притязания на исключительность одних и робость в самовыражении других, когда не будет дистанции между пассивными зрителями и активными участниками, не будет различия между культурой для широкого круга и «внутреннего пользования».

Необходимо понять, что можно считать массовой культурой – комиксы, триллеры, «дамские» романы, легкую популярную музыку, сериалы и прочие образцы «низкого жанра», которые колют глаза ценителей «высоких стилей»? При таком подходе массовая культура является набором определенных видов, жанров, направлений, стилей, иначе говоря, форм, простых и примитивных. Но как в этом случае относиться к тому обстоятельству, что многое из того, что еще совсем недавно входило в разряд масскульта, сегодня числится среди великих откровений человеческого духа? Творчество А. Вяльцевой, Э. Фицджеральд, Э. Пресли, мюзикл «Вестсайдская история» или, например, романы А. Кристи сегодня считаются «классикой». В то же время растиражированные рекламные щиты с изображением Джоконды Леонардо да Винчи едва ли поднимаются выше «дешевого ширпотреба». Миграция культурных форм из одного разряда в другой (из массового в немассовый и наоборот) происходит непрерывно. Одни предметы, имена, жанры, формы оказываются «вдруг» великими, на все времена созданными откровениями, другие же, имеющие, казалось бы, «безупречную репутацию», напротив, низвергаются и начинают успешно циркулировать по каналам масскульта.

Зачислять тот или иной феномен прошлого или настоящего в разряд массовой культуры, исходя из массовости его распространения, неверно. Сам по себе культурный факт (событие, форма, ситуация), рассматриваемый изолированно от социального контекста, ничего нам о себе не скажет. Столь же неправомерно подходить к анализу массовой культуры с позиции «предустановленной иерархии», то есть рассматривать масскультовые феномены как нечто «низовое», подчиненное, второстепенное, «недоразвитое», предкультурное, тем более простое и незамысловатое. Массовая культура – это не культура социальных «низов» и не культура тех ситуаций, что в данный момент трактуются в качестве «низа» жизни. Не меньшим заблуждением является и чрезвычайно распространенная привычка связывать массовую культуру с определенными формами.

Таким образом, массовая культура – это состояние, а еще точнее, культурная ситуация, соответствующая определенной форме социального устроения, иначе говоря, культура «в присутствии масс». Она является эволюционным этапом, к которому новоевропейская культура подошла на рубеже XIX – XX вв. и который стал преобладающим во второй половине XX в., так или иначе устранив всех конкурентов. Для того чтобы можно было говорить о наличии массовой культуры, необходимо, чтобы на историческую арену явился ее презентант – историческая общность, именуемая массой, а также чтобы доминирующее значение обрел соответствующий тип сознания – массовое сознание. Масса и массовое сознание связаны и не существуют изолированно друг от друга. Они выступают одновременно и «объектом», и «субъектом» масскульта. Именно вокруг массы и массового сознания закручивается его «интрига» [6].

Массовая культура стала в XX веке реальностью глобального масштаба [4]. В современных исследованиях выделяют три основных уровня массовой культуры.

Кич-культура  – массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. Если первые проявления кича получили широкое распространение лишь в прикладном искусстве, то по мере развития кич стал захватывать все виды искусства, в том числе кино и телевидение. К основным характеристикам кича относят: упрощенную подачу проблематики; опору на стереотипные образы, идеи, сюжеты; ориентацию на обывателя, жизнь которого протекает скучно и однообразно. Кич не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише, не вызывает духовных исканий, психологического дискомфорта. В настоящее время в индустриально развитых странах преобладает именно кич-культура.

Мид-культура – массовая культура, обладающая некоторыми чертами традиционной культуры, но в то же время включающая в себя черты массовой культуры. По отношению к кичу эта форма массовой культуры считается более высокой. Можно сказать, что она задает тон, на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом.

Арт-культура – массовая культура, не лишенная определенного художественного содержания и эстетического выражения. Это наиболее высокий уровень массовой культуры, рассчитанный на самый образованный и требовательный сегмент аудитории. Главной ее задачей является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры [3].

Феномен массовой культуры существует, а телевидение является самым эффективным средством тиражирования и распространения этой культуры. Массовая культура воздействует на массовое сознание, связана со средствами массовой коммуникации, ориентирована на потребительские вкусы и инстинкты, имеет манипулятивный характер.

Через все проблемы постмодернизма с необходимостью проходит идея преемственности культурного развития. В культурном постмодернизме выполняется характерная для ХХ в. смысловая структура множественности. Во всех сферах своего проявления, осмысливая опыт предшествующего развития человечества, возвращаясь к истокам и основаниям, постмодернизм готов увидеть через прошлое и настоящее то, что должно сформироваться в будущем, тем самым прокладывая путь к формированию единой и многообразной культуры человечества [6]. В современном мире массовая культура предстает не только как специально произведенная продукция для масс, но и образ жизни масс, обусловленный «исповедуемыми» ценностями. В ней отражаются запросы «заявившей» о себе массы, под давлением которых продукция средств массовых коммуникаций, прежде всего художественная, начинает обретать специфическое содержание и своеобразную форму. Это одна ее сторона. С другой стороны, сегодня массовая культура выступает своего рода организацией обыденного сознания, особой знаковой системой, особым языком, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания [5].

Несмотря на то, что духовный кризис большинством мыслителей XX века связывался с массовой культурой, сама по себе она не является причиной, а представляет неизбежное следствие культурно-исторического развития на фундаменте рационализма – форма, которую принимают культурные артефакты в условиях тиражируемой универсальности. Таким образом, мы можем сделать следующий вывод. Оценки массовой культуры так же противоречивы, как и оценки постмодернизма. Массовая культура в контексте постмодернизма предстает как одна из репрезентативных культур полистилистической эпохи, имеющая право на равное существование с другими формами культуры. Изменяются нормативно-ценностные критерии, а вместе с ними и оценка массовой культуры, определение ее ценностного статуса. Ценностная иерархия, формирующаяся в современную эпоху, плюралистична, она включает в себя ценности духовного и витального, большого и малого, глобального и локального. Массовая культура, несомненно, есть культура, представляющая ценность, удовлетворяющая важнейшие потребности современного человека. Преодоление духовного кризиса возможно в рамках массовой культуры, проявляющей способность к трансформациям и конвергирующей с традиционными формами культуры. Этот процесс, на наш взгляд, будет связан с формированием нового субъекта культуротворческого процесса. Масса как носитель массового сознания и массовой культуры должна оформиться в человеческое сообщество как культуротворческий субъект, движимый высшими целями гуманизма, едиными интересами, толерантными религиозно-мировоззренческими установками [1].

Постмодернизм – достаточно сложное и противоречивое явление в культуре конца ХХ века, имеющее как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, процесс глобализации позволяют миллионам людей обмениваться новыми идеями, с другой – сами идеи становятся лишь «товаром на рынке». Постмодернизм и массовая культура тесно взаимосвязаны. Оценки массовой культуры так же противоречивы, как и оценки постмодернизма. Сегодня стало ясно, что отношение к массовой культуре как полностью «неподлинной» свидетельствует о подходе к ней с критериями уже уходящей эпохи, поскольку реабилитация повседневного, отказ от универсальных стандартов, многополюсность и многозначность современного мира диктуют и более терпимое отношение к ней. Изменяются нормативно-ценностные критерии, а вместе с ними и оценка массовой культуры, определение ее ценностного статуса. Ценностная иерархия, формирующаяся в современную эпоху, плюралистична, она включает в себя «на равных» ценности духовного и витального, большого и малого, глобального и локального. Массовая культура, несомненно, есть культура, которая представляет ценность, удовлетворяет важнейшие потребности современного человека.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Воробьева, Л. П. Модернизм и постмодернизм в эволюции массовой культуры : автореф. дис. … канд. филос. наук : 09.00.13 / Воробьева Людмила Павловна. – Ставрополь, 2006. – 24 с.
  2. Лучанова,М. Ф. История мировой литературы : учебное пособие / М. Ф. Лучанова. –  Омск : Изд-во ОмГТУ, 2005. – 128 с.
  3. Радугин, А. А. Энциклопедический словарь по культурологии / А. А. Радугин. – М. : Центр, 1997. – 478 с.
  4. Самохвалова, В. И. Человек и судьба мира / В. И. Самохвалова. – М. : Новый век, 2000. – 196 с.
  5. Скворцов, Л. В. Информационная культура и цельное знание / Л. В.Скворцов. – М. : Изд-во МБА, 2009. − 195 с.
  6. Солонина, Ю. Н. Культурология : учебное пособие / Ю. Н. Солонина, М. С. Каган. – М. : Высшее образование, 2007. – 566 с.

Серджан Д. А. Массовая культура в эпоху постмодерна

В современном информационном обществе важное место занимает массовая культура. В статье рассмотрены различные направления массовой культуры для детального анализа влияния ее механизмов на социум, выявляются ее основные черты, рассмотреть механизм влияния массовой культуры и децентрализация личности в этих условиях. Рассмотрены наиболее актуальные проблемы взаимодействия массовой культуры и социума в ситуации постмодернизма.

Ключевые слова: массовая культура, функции массовой культуры, радикальный плюрализм, социум.

Serdzhan D. А. Mass Culture in the Postmodern Epoch

In the modern information society the important place is occupied by mass culture. The article deals with the various directions of mass culture, analyzes the impact of mass culture and identity decentralization on the individual. The most actual problems of the mass culture and society interaction in a situation of the postmodernism are considered.

Key words: mass culture, popular culture functions, radical pluralism, society.