ФОРМИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ЛУГАНЩИНЫ В 20-х гг. ХХ ст.: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

УДК 82.01/.09(477.61)

О. Г. Лукьянченко

В числе необходимых компетентностей современного специалиста в области культуры обязательными составляющими являются знание глубоких корней своей профессии, умения, навыки по организации и сохранению культурных, исторических традиций родного края. О непреходящей ценности исторических источников культуры как эффективного средства формирования личности заявляли мыслители от древности до настоящего времени. Сегодня же эти утверждения являются особенно актуальными.

История культуры Луганщины до настоящего времени ещё недостаточно изучена, этот пробел в научных исследованиях края активно разрабатывается профессорско-преподавательским составом Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского. Результаты этой работы становятся значимым фактором динамического развития всего учебного заведения, активно внедряются в учебно-воспитательный процесс академии, дополняя учебный материал отдельных дисциплин, определяя направления научно-исследовательской работы студентов [2; 3].

Актуальной является тематика исследований, связанная с историей развития библиотечной сети края, поскольку деятельность библиотек оказала огромное влияние на формирование многих аспектов духовной культуры Луганщины. Особое значение имеет продвижение художественной литературы, которая занимает важное место в системе культурных ценностей каждого общества. Специфика данного вида искусства позволяет эффективно влиять на эмоционально-чувственное восприятие мира, формировать нравственно-этические принципы, мировоззрение личности. Каким был процесс формированию читательских интересов луганчан, советской литературной Луганщины на этапе становления нового социалистического государства?  Насколько эффективно была организована работа библиотек по пропаганде литературных ценностей, формированию литературной среды края как части новой пролетарской культуры?

Цель статьи – анализ роли первых библиотек советского периода в формировании литературного пространства Луганщины, использование различных форм массовой библиотечной работы по пропаганде художественной литературы, развитию читательских интересов жителей шахтёрского края.

Особая историческая миссия в формировании новой пролетарской культуры была возложена на библиотеки. Неоднократно подчёркивалось, что библиотеки как на начальном этапе своего становления, так и в настоящее время являются наиболее доступным местом получения информации. Следовательно, эта особенность раскрывает огромные возможности в общении с посетителями, в формировании социально значимых интересов, продвижении культурных ценностей мирового и отечественного уровня в общество.

Яркой страницей в истории нашего государства стали первые десятилетия после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года. Военные потрясения Гражданской войны, последующие экономические трудности повлияли на весь ход исторических событий, в том числе и на развитие библиотечного дела. Надёжным механизмом идеологического воздействия в формировании мировоззрения строителей нового социалистического общества и выступили библиотечные учреждения. Традиционная культурологическая функция библиотек получила новое историческое развитие, библиотеки прошли процесс социальной трансформации, переросли в центры ликвидации неграмотности, далее – в центры идеологического и культурного воспитания населения посредством огромного потенциала литературно-художественного богатства, сосредоточенного в библиотечных фондах.

Разнообразной была деятельность библиотек Луганщины по пропаганде культурного литературного наследия и новой пролетарской литературы. Они стали настоящими литературно-пропагандистскими центрами края, вписали славные страницы в историю культуры Луганщины. Организатором этой работы выступила директор Центральной Окружной Библиотеки (далее – ЦОБ) г. Луганска А. Семененко.

Целенаправленная деятельность библиотекарей стабильно привлекала к посещению библиотеки всё большее количество читателей. Так, в отчёте за период с 1.10.1928 г. по 1.10.1929 г. находим данные о количестве читателей, которые обслуживались на абонементе ЦОБ –  3172 человека, по филиалу – 325 человек, по передвижным пунктам – 1355 человек. Эти показатели были значительно выше показателей предыдущих лет.

Проанализирован состав посетителей по социальному положению: рабочие – 33 %, учащиеся и студенты – 52 %, служащие – 14 %, домохозяйки – 0,6 %, торговцы – 0,4 %. Как видим, треть читателей – это рабочие, привлечённые к чтению благодаря кропотливой работе сотрудников библиотеки.

Анализ источников позволил определить, какая литература пользовалась наибольшим спросом у луганчан в 1929 году. За этот год ЦОБ выдала 69552 книги, средний показатель выдачи в день составил 300 книг. На первом месте – российская беллетристика (38 %), на втором – украинская беллетристика (26 %), на третьем – научная литература (24 %), далее идет детская литература (12 %). Отдельно представлены данные запросов по научной литературе: первое место занимают точные науки (5,5 %), второе – общественные науки (4,3 %), третье – прикладные знания (3,7 %) [3, с. 160].

Обратим внимание на материал, иллюстрирующий показатели деятельности библиотеки, из которого видно, что и у взрослых читателей-рабочих, и у учеников растет интерес к русской классике, который выражен в такой последовательности: И. Гончаров, Н. Гоголь, И. Тургенев, Ф. Достоевский, Л. Толстой, А. Чехов. Среди украинской беллетристики явно лидируют произведения Б. Гринченко, далее в порядке снижения спроса названы следующие писатели: Остап Вишня, В. Винниченко, М. Коцюбинский, Т. Шевченко, Марко Вовчок, Леся Украинка. Отдельно проанализирован спрос на зарубежную литературу, наиболее популярными оказались писатели Льис Синклер, Джеймс Оливер Кервуд, Джек Лондон, Эмиль Золя, Виктор Гюго, Бернгард Келлерман.

А. Семененко пишет о слабом интересе читателей к украинской литературе, при этом отмечает факт непопулярности украинского языка. Например, «Под тихими вербами» Б. Гринченко на украинском языке читают только ученики школ, но в переводе на русский язык – все читатели [2, с. 104].

Таким образом, благодаря целенаправленной творческой деятельности библиотек жители Луганского региона получили возможность соприкоснуться с мировым литературным наследием, что, несомненно, повлияло на формирование читательских интересов и повышение общего культурного уровня луганчан.

Активное становление новой пролетарской культуры на Луганщине связано со стремительным развитием пролетарской литературы, одним из центров которой стала массовая литературная организация Союз пролетарских писателей Донбасса «Забой» (далее – «Забой), созданная в конце 1924 года на классово-партийных позициях. В культурной жизни Луганщины «Забой» сыграл огромную роль: он был настоящей школой для начинающих пролетарских писателей, многие из которых стали впоследствии профессиональными мастерами слова. В литературе Донбасса появились новые имена: Г. Баглюк, П. Беспощадный, Ф. Вольный, Б. Горбатов, П. Гайворонский, Ю. Жуков, Н. Упеник, И. Приблудный, Г. Терентьев (Кошевенко), Ю. Черкасский, Г. Шишов и другие.

Библиотеки активно вовлекали молодых писателей в культурно-просветительскую работу с читателями, организовали литературные встречи, вечера поэзии, политические дискуссии. В газетах округа открывались литературные странички, на которых печатались творческие консультации для начинающих литераторов, отрывки из призведений, стихи. «Забой» также имел свою – пятую – страницу в «Луганской правде». Интересным был номер от 12 июня 1930 года, на 5-ой странице которого помещены материалы В. Безродного («Гуртове»), Ю. Черкасского («Строится дом»), Г. Шишова («Письмо»). В № 75 от 1 апреля 1930 года на «Литературной страничке» напечатаны отрывок из повести Г. Шишова «Старая шахта», очерк В. Безродного «Катастрофа», стихи Ю. Черкасского, П. Анненкова. Этот «живой» материал активно использовался библиотеками, стихи, рассказы и повести, написанные современниками читателей библиотек, с особенным интересом воспринимались и обсуждались слушателями. Писатели-«забойцы» остро чувствовали своё время, им были близки и понятны стремления человека-труженика, строителя новой социалистической действительности. Это развивало у читателей чувство сопричастности к достижениям литературных героев, вызывало гордость за свою родину – свой Донбасский край.

Размещение художественных текстов в колонке газеты рядом с политическими материалами было крайне удачным решением для организации массовых громких читок в библиотеках. Это позволяло организовать комплексную работу с читателями: вести пропагандистскую деятельность, которую библиотеки должна были проводить согласно указаниям органов Политпросвета по материалам центральной прессы и знакомить читателей с литературой нового поколения шахтёрского края. Во время громких читок звучали стихотворения донбасских поэтов, отрывки из прозаических произведений, к тому же частые встречи читателей с писателями создавали более полное представление об их творчестве.

В работе с детьми также использовался литературный материал периодики. В начале 30-х годов в Горловке выпускали на то время единственную в стране детскую литературную газету – ««Пионерская литературная газета. Орган Горловского горпрофсовета, гороно и горкома ЛКСМУ», в библиотеках организовывали громкие чтения произведений П. Беспощадного и Ю. Чёрного-Диденко, которые часто публиковались в этой газете [2].

Интересными были встречи Г. Баглюка с комсомольцами, школьниками, читателями библиотек. Первые его прозаические произведения «Рассказ о подсудимом», «Молодость», «Проект», «Горизонты» пользовались особенной популярностью.

На шахтёрских рудниках читались стихи П. Беспощадного из сборников «Каменная книга», «Год в „Кочегарке”», ведь главными темами его поэзии были боевые и трудовые подвиги шахтёров.

Часто библиотеки объединяли свои усилия с шахтёрскими клубами, например, Фёдор Вольный, шахтёр из г. Красный Луч, с первых дней работы находится в центре культурной жизни молодёжи, создаёт театр рабочей молодёжи. Общими усилиями в этом же театре ставится первая пьеса Ф. Баглюка  «Седьмая Южная» о жизни и нелёгком труде шахтёров.

20 – 30-е годы – очень плодотворный период в творческой деятельности молодого писателя Б. Горбатова. В библиотеках читатели увидели его произведения «Шахта № 8», «Ячейка», «Наш город», «Жажда».

Молодые писатели были патриотами, их творчество пронизано любовью и гордостью за свой край. Жизненные принципы, революционный романтизм эпохи, нашедший отражение в литературном творчестве, перекликались с главными темами призведений, что позволило библиотекам активно формировать патриотические чувства читателей.

Пропагандировали библиотеки и революционную русскую литературу. Частыми были вечера встреч с русскими писателями, которые приезжали в Донецкий край (А. Серафимович, М. Светлов, В. Маяковский, А. Жаров, Вс. Иванов, А. Безыменский, К. Симонов и мн. др.). Вместе с поэтами-«забойцами» они посещали библиотеки округа, где с их участием проходили вечера поэзии и политические дискуссии. Так, в 1927 году Луганск встречает В. Маяковского, который привозит горнякам свои известные «Окна РОСТА», специальную серию, посвящённую Донбассу, под названием «На помощь Донбассу». В 1930 году писатель А. Жаров читает свои произведения донбасским шахтёрам, встреча с которыми вдохновляет его на издание нового сборника «Стихи и уголь», посвященного людям этой героической профессии.

В 1931 году в Донбасс приезжает Михаил Светлов, и вместе с Павлом Беспощадным они проводят ряд встреч с рабочими городов Горловки и Енакиево. В Луганской Окружной Библиотеке организованы литературные встречи читателей с молодыми поэтами Михаилом Матусовским и Николаем Упеником. Встречи с литераторами, проведённые работниками библиотек, были очень важным событием в творческой жизни населения. Общение с ними стало событием и в творческом становлении молодых луганских поэтов и прозаиков, которые сопровождали лекционные поездки известных литераторов по Луганщине, их встречи с читателями в клубах, библиотеках. Такие мероприятия повысили статус и самих библиотек как пропагандистов новой социалистической культуры.

Архивные материалы Государственного архива Луганской области  сохранили свидетельства о различных формах работы библиотек по пропаганде русской и украинской классики. Это тематические выставки, юбилейные выставки, вечера, посвящённые памятным датам из жизни известных писателей, рекомендательные списки, библиографические справки, громкие чтения для неграмотных и малограмотных посетителей.

В публичных библиотеках комплектовались отдельные книжные фонды для малограмотных читателей, создавались рекомендательные списки для развития культуры чтения. По всему округу особое внимание уделялось такому методу работы, как сближение с библиотекой, для чего организовывали экскурсии в библиотеку, проводили беседы в читальном зале на различные темы, чтение и обсуждение литературных произведений. Очень популярным был метод продвижения книг в массы, когда библиотекари занимались книгоношеской работой, выходили в организации, на предприятия, обслуживали различные политические кампании.

Необходимо отметить, что для популяризации литературного творчества луганских мастеров слова библиотеки привлекали и другие учреждения культуры, и политучреждения, с которыми проводили много разнообразных краеведческих мероприятий. Так, при поддержке городской библиотеки методическое бюро при Луганских окружных государственных курсах организует литературные семинары. В феврале 1929 года был проведён семинар «Наш литературный молодняк», а уже в марте 1929 года – «Состояние украинской революционной литературы», во время которых вместе с библиотекарями города активно обсуждают творчество молодых литераторов  Луганщины.

Большую работу по пропаганде литературного творчества, художественно-эстетическому воспитанию рабочих проводили и библиотеки промышленных предприятий. Деятельность библиотеки Луганского паровозостроительного завода им. Октябрьской революции в первые десятилетия советского власти показательна для библиотек ведущих предприятий города и округа. Первым шагом в данном направлении была работа по ликвидации безграмотности рабочих завода, их жён и детей.

Исключительно значимая роль заводской библиотеки была оценена даже в Москве, на завод приходили письма от народного комиссара просвещения А. Луначарского, от Н. Крупской. В разгар культурной революции движение за ликвидацию безграмотности получило широкое распространение на Луганском паровозостроительном заводе. Как вспоминает К. Е. Ворошилов в своей книге «Рассказы о жизни и о себе», движение приобрело такой размах, что по управлению им создали школьный совет ликбеза во главе с народным учителем, бывшим библиотекарем Павлом Максимовичем Седашовым. В состав совета вошли учителя и представители общественности [1].

В мае 1928 года произошло важное для всего Луганска событие – завод посетил автор эпопеи «Железный поток» А. Серафимович. Его пригласили осмотреть библиотеку, показали библиотечный фонд. В библиотеке была организована беседа по содержанию «Железного потока». Вечером писатель присутствовал на занятиях ликбеза и дал высокую оценку деятельности П. И. Манковского, учителя заводских рабочих.

Большую воспитательную и культурно-просветительскую работу с населением проводили библиотеки районов, входящих территориально в Луганский округ. Районные библиотеки, библиотеки при сельских клубах (сельбуды), избы-читальни, опираясь на методическую поддержку ЦОБ, активно занимались формированием литературных интересов населения. Уже первые отчеты о работе сельских библиотек дают представление об их активной деятельности. Так, в отчете сельских библиотек за І квартал 1925 года в Государственном архиве Луганской области зафиксирована следующая информация: к этому времени в фондах сельских библиотек насчитывалось 45 184 книги, в 1926/1927 учебном году эта число выросло до 92457 книг, уже через 2 года, в 1928/1929 учебном году, в 130 библиотеках округа книжный фонд составил 100 000 книг [2].

Советский период истории Ровеньковской ЦБС обозначил своим началом 1922 год, и первое помещение, которое занимала библиотека, –  дом богатого жителя города Коробко. Первая заведующая Нила Попова стала активным организатором культурной жизни горожан. В библиотеке проводились вечера, народные громкие чтения. Здесь же был центр по ликвидации неграмотности. Нила Попова установила тесную связь с писательской организацией Украины, многие писатели были частыми гостями слобожан, с удовольствием читали им свои произведения, проводили беседы и дискуссии. В 1928 году гостями читателей были Павло Тычина, Петро Панч, Владимир Сосюра, Остап Вишня, Иван Никитенко.

Влияние библиотек было настолько сильно и востребовано населением, что в 1931 году в новом селе Новогригорьевка, состоящем всего из одной улицы в десять домов, по инициативе самих жителей был построен специальный барак-читальня.

В Троицком районе в селе Павловка (ныне – Новознаменка) библиотека избы-читальни состояла всего из 40 книг, но обслуживала несколько сёл: Солонцы, Павловку, Полушкино, Чернявку. В основном проводились громкие чтения для неграмотных и малограмотных крестьян.

В Станично-Луганском районе в начале 1921/1922 учебного года были открыты 1 библиотека, 12 изб-читален, 14 сельских клубов. Этот факт имел огромное историческое значение, поскольку в дореволюционный период уровень общей образованности населения района был крайне низким. В самой Станице и окрестных хуторах для взрослых отрывались ликбезы и избы-читальни. Не только станичники, но и жители окрестных хуторов приходили послушать литературные чтения в станичную библиотеку. К концу учебного года количество читателей составило 3364 человека.

В 1923 году в Новопсковском районе была открыта изба-читальня, сыгравшая решающую роль в ликвидации безграмотности в Новопскове. Примечательно, что, когда в 1926 году при избе-читальне создали библиотеку с фондом около 2000 книг, основу этого фонда составили книги, подаренные жителями Новопсковщины в благодарность за образование и просветительскую работу, которая проводилась в избе-читальне. Это были художественные произведения, учебные наглядные пособия. Особенно отличились комсомольцы, которые занимались и сбором книг, и организацией громких чтений.

Библиотечная сеть Луганщины быстро развивалась, формы работы библиотек становились все более разнообразными, активно пропагандировалась и литература нацменьшинств, населяющих край и привнесших свой вклад в формирование многообразного неповторимого луганского литературного облика.

Таким образом, к концу 20-х – началу 30-х годов ХХ в. библиотеки занимают прочные позиции как социальные институты, влияющие на формирование особой культуры Донбасского края, сильное идеологическое звено в системе построения нового социалистического общества. Огромный духовный потенциал художественной литературы, который активно использовали в своей деятельности библиотекари, позволил создать особый феномен литературного пространства шахтерского края, в котором нашли отражение как достояния отечественной и зарубежной классики, так и творческие литературные находки донбасских пролетарских писателей. Многообразная деятельность библиотек Луганщины по пропаганде культурного литературного наследия, новой пролетарской литературы сыграла огромную роль не только в формировании литературного пространства региона. Это был огромный вклад в созидание новой культуры нового поколения советского общества.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ворошилов, К. Е. Рассказы о жизни и о себе / К. Е. Ворошилов. – М. : Политиздат, 1968. – 368 с.
  2. Лукьянченко, О. Библиотечное дело Луганщины в 20–30-х годах ХХ столетия : монография / О. Лукьянченко. – Берлин : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. – 276 с.
  3. Очерки истории культуры Луганщины. Т. II : коллективная монография / М. С. Абанина, М. С. Асташова, Т. Л. Журавлева и др. – Луганск : ФЛП Михненко О. В., 2017. – 204 с.

 

 

Лукьянченко О. Г. Формирование литературного пространства Луганщины
в 20-х гг. ХХ ст.: историко-культурологический анализ

В статье нашел отражение материал о роли первых библиотек советского периода в формировании литературного пространства Луганщины в процессе зарождения новой пролетарской культуры советского Донбасса. Использована документно-архивная информация о направлениях и формах массовой библиотечной работы по пропаганде художественной литературы, формированию читательских интересов и культуры жителей шахтёрского края.

Ключевые слова: библиотека, советский период, новая пролетарская культура, литературное пространство, читательские интересы.

 

Lukyanchenko O. G. Formation of the Literary Space of Lugansk Region in 20-s Years
of XX Century: Historical and Cultural Analysis

The article reflects the material about the role of the first libraries of the Soviet period in the formation of the literary space of Lugansk region in the process of the birth of the new proletarian culture of Soviet Donbass. Documentary and archival information about the directions and forms of mass library work on the promotion of fiction, the formation of readers’ interests and culture of the inhabitants of the mining region is used.

Key words: library, Soviet period, new proletarian culture, literary space, reading interests.