ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТРАДИЦИИ И ТВОРЧЕСТВА В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

УДК 130.2

Н. И. Новак

Взаимодействие традиции и творчества является актуальной проблемой не только философско-культурологического анализа, но и социологического. В первую очередь это связано с тем, что в рамках сегодняшней цивилизационной парадигмы острой проблемой является идентичность личности и социальных групп. По мнению С. Хантингтона: «Пока люди взаимодействуют со своим окружением, у них нет иного выбора, кроме как определять себя через отношения к другим и отождествлять обнаруженные сходства и различия. Идентичность важна потому, что определяет поведение человека» [10, c. 51]. Данная мысль философа показывает, что идентичность стоит у истоков социального действия людей, определяющего их поведение. Однако с развитием информационных технологий и процессов глобализации затрагиваются социокультурные основы общества, постепенно не только разрушается идентичность индивида, но и затрагивается идентичность социальной группы. Современный ученый А. Шаров полагает, что проблема идентичности современного общества связана с разрушением основ традиционной культуры и последующей потерей социальной ориентации общества, что приводит к необратимым изменениям в социокультурной среде. Во избежание данных тенденций А. Шаров предлагает выход из ситуации – обращение к культурному наследию, обеспечивающее сохранение ценностных ориентиров, сложившихся в обществе [13].

Данной идеи придерживается и современный автор З. Будаева, которая отмечает: «В условиях глобализации содержательные принципы и ценностные ориентиры традиционной культуры способны стать своеобразным фильтром и даже барьером на пути стремительно развивающихся негативных тенденций глобализации, а также претерпеть существенные изменения под ее влиянием» [2, c. 229]. Таким образом, автор соглашается с приведенными выше мнениями современных ученых о том, что традиция во многом выступает основным явлением, стоящим у истоков идентичности общества в противовес процессам глобализации, затрагивающим социальную идентификацию социума. В свою очередь в статье «Функциональные особенности культурной традиции» [8] автор указывает на то, что традиция стоит у истоков формирования социальной реальности индивидов и является информационным каналом между поколениями. Стоящая у истоков социализации традиция обеспечивает вхождение индивида в определенную социокультурную группу. Это подводит нас к заключению, что традиция занимает значительное место в обществе и не только гарантирует сохранение социальной и культурной идентичности, но и обеспечивает функционирование общества как единого организма.

Для понимания творчества как социального явления обратимся к философскому наследию А. Тойнби [9], рассматривающего его как ответ творческого меньшинства на вызовы, исходящие из природного окружения и социальных проблем. Решение данных вызовов посредством творческой деятельности обеспечивает развитие общества, способствует созиданию новых благ и стоит у истоков социальной динамики. В свою очередь Б. Малиновский [6] также рассматривал творчество как приспособление и изменение окружающей среды человеком для собственного выживания, определяя культуру с позиций функционального подхода.

Итак, творчество – важнейшее явление в социуме, обеспечивающее не только его функционирование, но и развитие.

На проблему взаимоотношения традиции и творчества в обществе обращали внимание отечественные мыслители: Э. Маркарян, К. Чистов и С. Арутюнов. Культура, как отмечалось выше, по мнению Э. Маркаряна, представляется внегенетической памятью, выполняющей функцию адаптационно-адаптирующей деятельности человека к социокультурным и природным условиям. Традиция у отечественного мыслителя представляется как «выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной передачи аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах» [7, с. 154]. В культурологической теории Э. Маркаряна традиция занимает ведущее место в построении социокультурного пространства и является важнейшим элементом функционирования общества. Огромное внимание мыслитель уделяет взаимодействию традиции и творчества, отмечая, что во многих вариациях культурная традиция противоположна творческой деятельности человека. Данная вариация взаимодействия традиции и творчества отражена в социальной и культурной статике, представленной в том, что культура находится в состоянии покоя, в ходе чего любой инновационный материал в дальнейшем приведет ее в движение. Однако в процессе динамики, по мнению ученого, данные явления представляются взаимодополняющими, в связи с тем что определенная инновация, входящая в культуру, в дальнейшем может способствовать появлению новой традиции.

В свое время С. Арутюнов отмечал: «Любая традиция – это бывшая инновация, и любая инновация – в потенции будущая традиция» [1, с. 160]. Из чего следует, что дихотомия традиции и творчества представляется важным элементом бытия культуры и социума, так как они обеспечивают сохранение инновационного материала посредством традиции как феномена, способствующего поддерживанию накопленного опыта. В свою очередь Э. Маркарян справедливо отмечает: «Лишь благодаря стереотипизации принимаемых группой инноваций кривая энтропийных процессов в принципе может пойти на снижение» [7, с. 155]. Во многом это связано с тем, что традиция выступает качественной основой и предпосылкой творческого процесса, в ходе которого инновационный материал безболезненно осваивается в одной культурной парадигме со своими ценностными ориентирами.

К. Чистов определяет традицию как систему, стоящую у истоков связи между прошлым и настоящим. Соглашаясь с концепцией Э. Маркаряна о взаимодействии традиции и творчества, он отмечает: «Новация может иметь значение в истории культуры, только если она войдет в традицию, включится в ее контекст, войдет в ее состав и структуру как новая группа стереотипов» [12, с. 111].

Исходя из вышеизложенного, мы можем отметить, что инновация может быть жизнеспособной в условиях её легитимизации традицией, в ходе чего она входит в определенную социальную группу, становясь со временем культурной традицией.

Проблемным полем взаимодействия традиции и творчества в современном обществе представляются процессы модернизации как основы существования современной постиндустриальной цивилизационной парадигмы, которая вытесняет традиционные типы культуры. Согласно утверждению С. Хантингтона, модернизация, в основе которой лежит творчество на социальном уровне, приводит к улучшению уровня жизни, что во многом способствует его утверждению в своей культуре и благоприятствует его развитию и возрождению традиционного компонента его бытия. Однако если рассматривать модернизацию на индивидуальном уровне, то, по мнению С. Хантингтона, она «порождает ощущение отчужденности и распада, потому что разрываются традиционные связи и социальные отношения, что ведет к кризису идентичности, а решение этих проблем дает религия» [11, c. 108].

Таким образом, преодоление барьера кризиса идентичности личности находится в религии как основной традиционной нормы бытия общества, позволяющей объединить традицию и творчество в условиях их нормального взаимоотношения, которое позволит человеку найти свое место в социуме и идентифицировать себя со своим типом культуры. Также стоит отметить, что С. Хантингтон, говоря о незападных цивилизациях, утверждает, что «модернизация данных стран должна проходить в условиях принятия их родной культуры как основы их развития» [Там же, c. 112]. Творчество как основа модернизации должно опираться на традиционные ориентиры, что не только приведет к расширению и улучшению дееспособности культуры, но и позволит обществу развиваться в культурном и цивилизационном аспектах. Из чего следует вывод, что модернизация в таких условиях приводит к развитию идентичности социума определенной культурной парадигмы, сокращая влияние западной культуры на данные страны.

Рассматривая модернизацию как основу существования современной цивилизационной парадигмы, стоит отметить, что у истоков данного процесса стоит инновационная культура, являющаяся, по мнению С. Вершинина, тем элементом, который охватывает все направления общественной жизни, предполагая ее усовершенствование. Однако «именно инновационная культура определяет соотношение между инновациями, выросшими из традиций, и традициями, служащими основой творческого процесса, который в свою очередь является источником инновационной культуры» [3, c. 47]. Иными словами, процессы модернизации, в основе которых лежит инновационная культура, всецело исходят из традиций общества, обеспечивающих творческий процесс индивидов. Данная идея подводит нас к мысли, что взаимодействие традиции и творчества на социальном уровне в процессах современности обеспечивает творческую деятельность человека, что способствует развитию общества. Таким образом, традиции не только не противоречат инновациям, но и обеспечивают их развитие посредством творческой деятельности, которая всецело опирается на традицию.

Для раскрытия взаимодействия традиции и творчества в обществе одной культурной парадигмы обратимся к пониманию Э. Дюркгеймом социальной жизни общества: «Социальная жизнь проистекает из двойного источника: из сходства сознания, а также из разделения социального труда. В первом случае индивид социализирован потому, что, не имея собственной индивидуальности, он сливается вместе с ему подобными в одном и том же коллективном типе; во втором – потому, что, имея личный облик и особую деятельность, отличающие его от других, он зависит от них в той же мере, в какой отличается, и, следовательно, зависит от общества, возникающего из их объединения» [5, с. 213–214]. По мнению социолога, понятие индивидуальности личности и общества находятся в дихотомии, поскольку что именно общество способствует появлению у индивида его индивидуальности. Это прослеживается в понимании мыслителя коллективного сознания, которое представляет собой систему ассоциаций индивидов. И именно эти ассоциации коллективного разума и формируют у человека его индивидуальность.

Второй компонент характеризуется тем, что человек имеет определенные физические и психологические качества, отличающие его от других. Рост населения и изменения в социальной жизни приводят к дифференциации общества, что способствует разделению труда между его членами. Таким образом, разделение общества по сферам производственного труда способствует развитию индивидуальности, ее физических и психологических качеств в условиях трудовой деятельности, способствующей формированию мировоззрения.

В данной ситуации взаимодействие традиции и творчества представляются именно во взаимоотношениях личности и общества, в котором мы можем определить коллективное сознание как источник, впитавший в себя все традиционные нормы, которые формируют мировоззренческую картину мира индивида. Следовательно, творчество личности в определенной своей ситуации выходит из общества, а разделение труда стимулирует его творческую деятельность. Таким образом, можно отметить, что в обществе традиция и творчество косвенно связаны друг с другом, так как в некотором роде коллективное сознание, опираясь на традиции, стимулирует творческую деятельность человека в определенной социальной группе.

Интересную концепцию взаимодействия традиции и творчества в обществе мы можем обнаружить в теории структурации Э. Гиденса. Ученый утверждает: «Социальная деятельность, подобно некоторым самовоспроизводящимся элементам природы, является повторяющейся. Это означает, что она не создается социальными актерами, а лишь постоянно воспроизводится ими, причем теми самыми средствами, которыми они реализуют себя как актеры» [4, с. 41]. В данном контексте социальное действие, в основе которого предполагается творческий акт человека, исходит именно из традиции как саморегулирующейся повторяющейся основы бытия социального пространства, в ходе которой человек воспроизводит готовый творческий продукт посредством бытия его в обществе.

Помимо концепции актера в социологии, Э. Гиденс также рассматривает понятие агента. Различие данных двух понятий у этого мыслителя варьируется в том, что актеры в ходе интерпретации и воспроизведения социальной практики являются агентами, которые способны изменять социальную жизнь через выбор своей деятельности. Примечательным в данной теории Э. Гиденса является ее дуализм: агент/структура как индивид/общество. Это объединяет его идеи с идеями Э. Дюркгейма: общество через выработанные им социальные практики подводит индивида к их интерпретации и в дальнейшем к их воспроизведению, что подталкивает человека к творческой деятельности.

Таким образом, бытие традиции во многом исходит из общества как упорядоченные социальные практики, которыми наделяется индивид. Это подводит его к творческой деятельности посредством жизни в обществе. Очевидно, что творческая энергия человека исходит из традиции, обеспечивающей сохранение данных практик человека путем его социализации и жизни в обществе, предлагая индивиду выбор в его социальной активности, что ярко отражается в концепции разделения труда и выбора своего места в социуме. Из чего следует, что взаимодействие традиции и творчества обеспечивает функционирование общества как единого организма и стоит у истоков идентичности личности и общества в условиях современного постиндустриального мира, а также способствует появлению инноваций, что и обеспечивает модернизацию и развитие общества.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арутюнов, С. А. Народы и культура: Развитие и взаимодействие / С. А. Арутюнов. – М. : Наука, 1989. – 247 с.
  2. Будаева, З. А. «Традиция», «традиционная культура» в контексте социальной философии и культурологии / З. А. Будаева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2011. – № 6. – С. 226–230.
  3. Вершинина, С. В. Культура и антикультура в инновационном аспекте / С. В. Вершинина // Культура и антикультура: теория и практика: коллективная монография / науч. ред. Л. Н. Захарова, Л. Н. Шабатура. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. – С. 47−50.
  4. Гидденс, Э. Элементы теории структурации / Э. Гидденс // Современная социальная теория: Бурдьё, Гидденс, Хабермас : учебное пособие / пер. и вступ. ст.  А. В. Леденевой. – Новосибирск : Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. − 120 с.
  5. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм ; пер. с фр. и послесл. Л. Б. Гофмана. − М. : Наука, 1990. − 575 с.
  6. Малиновский, Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский ; пер. с англ. И. В. Утехина ; сост. и вступ. ст. А. К. Байбурина. – 2-е изд., испр. – 2-е изд., испр. – М. : ОГИ, 2005. – 184 с.
  7. Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука: (логико-методол. анализ) / М. Маркарян. – М. : Мысль, 1983. – 284 с.
  8. Новак, Н. И. Функциональные особенности культурной традиции / Н. И. Новак // Ученые записки крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. – 2018. – Том 4 (70), № 4. – С. 171–177.
  9. Тойнби, А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби ; пер. с англ. Е. Д. Жаркова. – М. : Айрис-Пресс, 2010. – 640 с.
  10. Хантингтон, С. Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности / С. Хантингтон ; пер. с англ. А. Башкирова. – М. : ООО «Издательство ACT»: ООО «Транзиткнига», 2004. – 635, [5] с.
  11. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон ; пер. с англ. Ю. Новикова. – М. : АСТ, 2003. – 608 c.
  12. Чистов, К. В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории / К. В. Чистов. – М. : Наука, 1986. – 304 с.
  13. Шаров, А. В. Взаимодействие культур и проблема идентичности / А. В. Шаров // Общечеловеческое и национальное в философии / Кантовские чтения в КРСУ (22 апр. 2004 г.) ; II Международная научно-практическая конференция КРСУ (27–28 мая 2004 г.) : материалы выступлений / под общ. ред. И. И. Ивановой. — Бишкек, 2004. – C. 171–176.

Новак Н. И. Взаимодействия традиции и творчества в социальных процессах современного общества

В статье проводится анализ взаимодействия традиции и творчества в рамках современных общественных социокультурных процессов. В ходе исследования было выявлено, что взаимодействие традиции и творчества стоит у истоков инновационных процессов модернизации современной социокультурной среды. Также было определено, что творческая энергия человека в обществе во многом исходит из традиции, которая гарантирует сохранение социальных практик, обеспечивающих социальную деятельность индивидов, способствуя сохранению идентичности общества одной культурной парадигмы.

Ключевые слова: традиция, творчество, общество, идентичность, модернизация, инновация.

Novak N. I. Interactions of Tradition and Creativity in Social Processes of Modern Society

The article analyzes the interaction of tradition and creativity in the framework of modern social and cultural processes. The study revealed that the interaction of tradition and creativity is at the origins of innovative processes of modernization of the modern sociocultural environment. It was also determined that the creative energy of a person in society largely comes from a tradition that guarantees the preservation of social practices that ensure the social activity of individuals, contributing to the preservation of the identity of the society of one cultural paradigm.

Key words: tradition, creativity, society, identity, modernization, innovation.