ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА: ПРОБЛЕМАТИКА ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 130.2

Н. А. Бардаченко

В научно-фантастических произведениях XX века часто изображается образ цифрового и кибернетического будущего человечества. В качестве примера хотелось бы отметить жанр киберпанк, который в антиутопической форме отражает упадок человеческой культуры на фоне технологического прогресса в компьютерную эпоху. Тем самым выдвигается острая социокультурная проблема «человек и компьютерные технологии». Произведения в жанре киберпанк хронологически описывают ближайшее будущее Земли на пороге значительных социокультурных изменений, связанных с немаловажными технологическими преобразованиями в культуре и обществе.

В подобных жанрах часто поднимается проблематика взаимодействия человека и кибернетической машины (искусственного интеллекта, андроида). К примеру, в художественном фильме «Бегущий по лезвию», являющемся родоначальником данного жанра в кинематографе, основной конфликт строится на вопросе «человек или репликант?» (в сюжете произведения репликант – это продукт генной инженерии, искусственно созданный человекоподобный андроид, обладающий не только интеллектом и сознанием, но и эмоциями и чувствами), который можно представить в форме «что делает человека человеком?» (в фильме лозунг создателей репликантов звучит так: «Более человек, чем сам человек»). Подобные мотивы можно отметить и в других произведениях данного жанра, например в аниме-фильме «Призрак в доспехах».

Таких примеров в современной массовой культуре множество. И практически в каждом поднимается важный вопрос отношения человека к технологическому будущему и взаимоотношения человека и мира инновационных технологий. Конечно, это только вымысел авторов, их вариации на тему технологического будущего. Однако некоторые фантастические идеи уже сегодня начинают воплощаться в реальность, а казавшиеся прежде исключительно воображаемыми и фантастическими технологии и гаджеты стали будничным и привычным явлением. В наши дни цифровая техносфера уже фактически является действительностью. Цифровые технологии столь прочно внедрились в нашу действительность, что в какой-то момент стали существенно влиять на современную культурную среду.

Цифровые коммуникационные средства, такие как мобильные средства связи, системы обмена данными, Глобальная сеть Интернет, социальные сети и прочее, стали оказывать серьезное влияние на становление человека современного типа, человека цифровой культуры. Значимость влияния цифровых средств коммуникации на культуру сегодня невозможно игнорировать. С их распространением происходят изменения, которые затрагивают повседневную жизнь человека, устоявшиеся культурные конструкты, способы, которыми люди коммуницируют друг с другом и миром вокруг них. Изменяется система развития культурного пространства в целом, все базовые сферы культуры. Направления развития цифровой культуры представляют многообразные практики в таких сферах, как научное познание (цифровые гуманитарные науки / Digital Humanities), образование (Art-&-Science, геймификация), искусство и творчество.

В теоретической основе идеи цифровой культуры лежат концепции информационного общества М. Маклюэна [4], Э. Тоффлера [7], Д. Нейсбита [5] о влиянии информатизации на смену типов коммуникации, общественное сознание и культуру в целом.

Целью данной работы является исследование феномена цифровой культуры, рассмотрение возможностей современных компьютерных технологий и искусственного интеллекта в вопросе корреляции компьютерных наук и творческой деятельности.

Цифровая культура находит отражение во многих видах искусств и творческой деятельности в целом. Динамика процессов в культуре XX–XXI вв. представляет собой синтез достижений науки, современных технологий и авангардных направлений и практик современного искусства. В ракурсе цифровой культуры развивается целый ряд направлений в современном искусстве, именуемых общим понятием «цифровое искусство». Последнее определяется как художественная деятельность, которая основана на использовании компьютерных технологий в процессе создания художественных произведений, представленных, таким образом, в цифровой форме. Данный термин может применяться к произведениям искусства, которые были созданы либо модифицированы посредством компьютерных программ. Понятие «цифровое искусство» относится как к произведениям традиционного искусства, перенесенным в цифровую плоскость (так называемый процесс оцифровки), так и к принципиально новым видам художественных произведений, существующих уже изначально в цифровой среде.

На рубеже XX–XXI вв. цифровое искусство нашло значительное выражение в области массовой культуры и дало начало множеству цифровых художественных практик, представляющих авангардные течения и демонстрирующих гибридизацию искусства, науки и технологий, что также формирует и новую форму эстетики. В этом направлении особый интерес представляет вопрос о роли искусственного интеллекта в художественной деятельности, в частности его способности к творчеству [1, с. 58–67]. Речь идет о создании произведения искусства посредством вычислительных устройств, без участия человека.

В целом под искусственным интеллектом понимаются технологии, имитирующие функции человеческого мышления. Вопрос становления искусственного интеллекта связан, с одной стороны, с развитием информационных технологий и вычислительной техники, а с другой – с изучением нейрофизиологии, когнитивной и поведенческой психологии человека, философских вопросов сознания и творчества.

Проблематика искусственного интеллекта постепенно приобретает все большую актуальность, и потому создание «мыслящей» машины порождает целый ряд философских вопросов. Это в первую очередь вопрос предела возможностей такого интеллекта: способен ли искусственный интеллект иметь сознание, и в чем заключаются принципиальные различия между интеллектом искусственным и естественным.

С другой стороны, это вопрос взаимоотношения творца и его творения (подобно тем, которые возникают в художественных произведениях жанров научной фантастики):

—     какова роль искусственного интеллекта в жизни человека;

—     как человеку относиться к подобному ему, но искусственно созданному разуму;

—     является ли такой интеллект равным с человеком (с учетом всех его технических преимуществ, среди которых оперативность и скорость освоения информации, гибкость и точность механизмов памяти);

—     представляет ли искусственный разум угрозу существованию человека и человечества.

Существует также теологический вопрос – вопрос наличия души как основы существования мыслительной функции. С этой точки зрения наличию у искусственного разума мыслительной функции препятствует именно отсутствие души.

Исследования в области развития искусственного интеллекта начались с середины XX века. К этому времени было заложено крепкое основание для его возникновения: в научной, и прежде всего философской, среде давно велись дискуссии о природе человека и его гносеологической и интеллектуальной функции; в области нейрофизиологии и психологии проводились исследования касательно устройства человеческого мозга и мышления; разрабатывались математические теории вычислений (теории алгоритмов) и возникли первые ЭВМ (электронно-вычислительные машины).

В 1950 году один из пионеров в области ЭВМ, английский ученый А. Тьюринг, в своей работе «Может ли машина мыслить?» [8] описывает метод, который впоследствии станет известным как тест Тьюринга. Суть теста можно сформулировать следующим образом: «Человек взаимодействует с одним компьютером и одним человеком. На основании ответов на вопросы он должен определить, с кем он разговаривает: с человеком или компьютерной программой. Задача компьютерной программы – ввести человека в заблуждение, заставив сделать неверный выбор». Ученый полагал, что к концу XX века машина сможет пройти тест Тьюринга, обманув собеседника не менее чем в 30 % случаев и убедив его, что является человеком, а не машиной.

В сравнении мышления человека и компьютера следует понимать, что мышление человека происходит по определенным законам, которые люди еще со времен Аристотеля пытались сформулировать как определенные правила логики. Следовательно, возникает вопрос о возможности применения этих правил при создании неких алгоритмов, следуя которым «машина» будет имитировать интеллектуальную деятельность человека. Однако правила логики не всегда соответствуют действительному мышлению человека. Он мыслит не формально, а содержательно. Поэтому существование логических алгоритмов нельзя рассматривать непосредственно как свидетельствующее в пользу алгоритмического характера человеческого мышления.

Сравнение разума человека и интеллектуальной деятельности «машины» также находится в плоскости психологии творчества, природы творческой деятельности. Существуют различные концепции и теории, объясняющие, что является истоком творчества. Одной из основных концепций можно считать психоаналитическую теорию З. Фрейда. Согласно этой теории основу творчества составляет мотивация и бессознательное творческое начало. Теория гласит, что источником творческой потенции является подсознание и бессознательные психические процессы, а бессознательное и есть «самая „творческая” часть психики» [2].

Теория гештальтпсихологии рассматривает творчество как некое соединение в процессе мышления разрозненных сведений в единое целое, приведение во взаимодействие отдельных хранящихся в памяти фрагментов знания, что приводит к озарению.

В когнитивной теории Дж. Келли рассматривает творчество как альтернативу банальному. Согласно этой концепции человек – это исследователь, который творчески взаимодействует с окружающей действительностью, интерпретируя мир, перерабатывая информацию, прогнозируя события.

В рамках гуманистической психологии А. Маслоу творчество – это универсальная характеристика человека, неотъемлемое свойство его природы. Творчество является функцией человека, которая ведет ко всем формам самовыражения, является врожденной, заложенной в каждом индивиде и не требует специальных талантов.

К. Роджерс пишет, что творческий акт есть сама жизнь и восприятие мира. С точки зрения К. Роджерса, творчество является универсальным феноменом. Он вывел внутренние и внешние условия творческой деятельности. К внутренним относятся: экстенсиональность (открытость новому опыту); внутренний локус оценивания; способность к необыкновенным сочетаниям. Внешними условиями являются: психологическая безопасность и защищенность (признание безусловной ценности индивида, создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание); психологическая свобода самовыражения. Сопутствующими компонентами творческого акта К. Роджерс считал эмоции (эстетические, эвристические, коммуникативные).

С точки зрения Г. С. Альтшуллера, автора теории развития творческой личности, способность к творчеству – не талант, а природа человека. Творческое начало присутствует в каждом, но творческий «генетический клад» сам по себе не откроется, пока не появится возможность его проявления у личности. Творчество реализуется в интеллектуальной и духовной деятельности человека. Интеллектуальная деятельность дает «новое слово», т. е. организованную по-новому информацию. Духовная деятельность есть «генерация мыслей».

Подобных теорий довольно много. Однако основные идеи сводятся к тому, что творчество является основой создания объективно нового, процессом деятельности, создающим качественно новые материалы и духовные ценности. Сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта по формированию на его основе новых комбинаций. Это деятельность человека, направленная на преобразование действительности и завершающаяся созданием принципиально нового и оригинального продукта. Творчество – мыслительный процесс свободной реализации во внешнем мире, в том числе с помощью внутренних ощущений человека, имеющий эстетическую ценность [6, с. 348]. Неотъемлемой частью творческого процесса является воображение – способность человека к мысленному выстраиванию образов, представлений, идей, которые в пережитом опыте индивида в целостном виде ранее не воспринимались или же вообще не могут быть восприняты посредством органов чувств (как, например, события истории, предполагаемого будущего, явления не воспринимаемого или не существующего мира – сверхъестественные персонажи сказок, мифов и пр.) [3].

Творческий процесс возникает в атмосфере бессознательного, эмоционально-чувственного проявления человека. Логические операции, носящие сознательный характер, представляют собой только некий результат мыслительной работы, происходящей на бессознательном уровне. Трансцендентный характер человеческого мышления составляет как раз ту творческую сущность, благодаря которой мысль обретает оригинальность и неповторимость. Логическое мышление же всегда воспринималось противоположным мышлению интуитивному. Интуитивное мышление сочетает в себе духовный опыт самого индивида, черпаемый в личном опыте и в коллективном бессознательном, а также процесс размышления. Важным моментом мыслительной деятельности человека является и то, что вся сущность человеческого мышления пронизана эмоциональностью и образностью. Она создает ту основу, которая является источником креативных и неординарных решений.

Решение вопросов творческого потенциала в искусственном интеллекте в настоящий момент находят в методе, который можно обозначить как самообучаемость искусственного интеллекта. Суть метода состоит в том, что в работе искусственного интеллекта не используется написанный человеком алгоритм. Программу помещают в специальную виртуальную среду и задают своеобразные критерии оценивания – поощрение или наказание за выполнение или невыполнение условий данной среды. Путем проб и ошибок программа определяет условия существующей среды и правила действий, подобно тому как человек в процессе своего развития познает окружающий мир, его правила и законы. Это несколько изменяет принципы алгоритмического мышления машины, ведь программа не использует алгоритмы, заранее заложенные в ней человеком, она самостоятельно их выводит из данных ей условий и принимает решения касательно предпринимаемых действий.

Тем не менее существующие на сегодняшний день технологии и разработки все еще далеки от того, чтобы обладать способностью создавать что-то принципиально новое: «машина» способна обработать огромный массив данных, проанализировать то, как уже было сделано и как можно сделать. Однако «машине» все еще недоступны такие свойства, как вдохновение и воображение, образность и эмоциональность, столь важные в процессе творческого акта. Мыслительный и творческий процесс человека представляет собой настолько сложный и даже непостижимый феномен, что его во всей полноте не может воссоздать самый совершенный компьютер. Компьютер оперирует логическими категориями, но большую часть мышления человека занимает бессознательное, в недрах которого протекает непрерывный процесс создания нового.

Поскольку в отношении создания произведений искусства искусственный интеллект опирается на заложенные в него алгоритмы, написанные человеком, это говорит и о вторичности авторства по отношению к подобной работе. К тому же музыка, например, сочиненная искусственным интеллектом, все еще нуждается в человеческом вмешательстве и корректировке касательно теории музыки, аранжировки и оркестровки. В противном случае характер звучания такого произведения будет довольно непривычным и слишком спонтанным для восприятия человеком.

Однако развитие в этой области все же наблюдается. Существуют такие разработки, как программа «AIVA» (Artificial Intelligence Virtual Artist), которая разработана для создания симфонической музыки, в основном для кинофильмов. Данная разработка получила известность как первый виртуальный композитор, который был признан музыкальной профессиональной ассоциацией.

Еще одним интересным примером служит проект «Amper Music». Это виртуальный композитор, в основе работы которого лежит анализ огромного количества музыкального материала различных жанрово-стилистических направлений, откуда он самостоятельно выводит общие принципы структуры и построения композиции. Для работы ему необходимо задать лишь стартовые условия, такие как жанр и настроение предполагаемой композиции. И этот проект уже функционирует. Так, в 2017 году американская исполнительница Тэрин Саузерн выпустила композицию «Break Free», написанную в соавторстве с данным виртуальным композитором.

В настоящий момент работы по созданию искусственного интеллекта ведутся по принципу копирования, имитации нейрофизиологических основ работы человеческого сознания, психологии, тайны которых в полной мере не раскрыты до сих пор.

В заключение хочется отметить, что развитие творческого потенциала в рамках искусственного интеллекта на данный момент является недостижимым, что прослеживается в различиях самих принципов мышления человека и машины. В силу механистичности работы искусственного интеллекта он способен интерпретировать, копировать действия человека, подражать им, однако речь о создании собственного, принципиально нового и осмысленного, иными словами о творчестве, пока не идет. Компьютеры по-прежнему лишены того творческого начала, которое является определяющим в искусстве. Тем не менее подобные системы уже сейчас становятся мощным инструментом в художественной практике творческой личности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Галкин, Д. В. Техно-художественные гибриды, или Искусство, политика и цифровые технологии в культурной динамике второй половины ХХ века / Д. В. Галкин // Гуманитарная информатика. – 2008. – № 4. – С. 50–75.
  2. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 434 с.
  3. Климов, Е. А. Основы психологии / Е. А. Климов – М. : Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 295 с.
  4. Маклюэн, М. Понимание медиа / М. Маклюэн ; пер. с англ. В. Г. Николаева. – М. : Гиперборея – Кучково поле, 2007. – 464 с.
  5. Нейсбит, Д. Мегатренды / Д. Нейсбит ; пер. с англ. М. Б. Левина. – М. : ACT, Ермак, 2003. – 380 с.
  6. Общая психология : учебник для студентов педагогических институтов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др. ; под ред. А. В. Петровского. –
    3-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1986. – 464 с.
  7. Тоффлер, Э. Шок будущего : пер. с англ. / Э. Тоффлер. – М. : ACT, 2002. – 557 с.
  8. Тьюринг, А. Может ли машина мыслить? (С приложением статьи
    Дж. фон Неймана «Общая и логическая теория автоматов») / А. Тьюринг. – М. : Государственное изд-во физико-математической литературы, 1960. – 68 с.

Бардаченко Н. А. Цифровая культура: проблематика искусственного интеллекта в творческой деятельности

Статья посвящена вопросам цифровой культуры, в частности феномену искусственного интеллекта, представленного в творческой сфере. Рассматривается вопрос об истоках творчества, приводятся основные концепции психологии творчества, и на их основании проводится сравнительный анализ искусственного и естественного интеллектов в отношении способности к творческой деятельности.

Ключевые слова: цифровая культура, цифровое искусство, искусственный интеллект, психология творчества.

Bardachenko N. A. Digital Culture: Problems of Artificial Intelligence in the Creative Activity

The article is devoted to issues of digital culture, in particular, the phenomenon of artificial intelligence, presented in the creative field. The issue of the origin of creativity is considered, the basic concepts of the psychology of creativity are presented, and on their basis a comparative analysis of artificial and natural intelligence in relation to the ability to creative activity is carried out.

Key words: digital culture, digital art, artificial intelligence, psychology of creativity.