ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ЦВЕТО-СИМВОЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК 791.43.01

О. В. Гурская

Цвет в культуре выполняет эстетическую функцию выражения и вызывания эмоций, что возможно благодаря его знаковой природе. Цвет является символом, указывающим как на природные явления, так и на важные для каждой культуры смыслы и ценности, реализованные в общественной жизни данного народа. В данной статье мы рассмотрим цвето-символическую систему русской культуры и эстетическое воздействие цветов, сформированное в ходе русской истории.

Цвето-символическая система русской культуры сложилась в процессе исторического развития русского народа, синтезируя как природные ассоциации, так и общественно значимые смыслы, реализованные в общественной деятельности людей. Исследователи выделяют три основные функции цвета в культуре: коммуникативную, символическую и эстетическую [9, с. 156]. Эстетическая функция цвета реализуется в его способности выражать и вызывать определенные чувства в процессе эстетической деятельности человека.

Эстетическая деятельность является определяющей в культурной жизни общества. В ходе данного вида деятельности происходит формирование, выработка и трансляция в обществе социально значимых эмоций путем участия индивидов в эстетических процессах, которые представляют собой целенаправленное знаково-символическое (искусственное) моделирование социальных эмоций [6, с. 129]. Изучение эстетического воздействия цвета возможно только с учетом исторического контекста, содержащего базовые варианты интерпретации культурных значений конкретного цвета в интересующем исследователя культурно-историческом регионе.

Цвет в культуре может выполнять эстетическую функцию, поскольку представляет собой знак, то есть способен замещать в сознании интерпретатора другой предмет [13, с. 23]. Для анализа знаков используется семиотический метод. В семиотике изучаются три вида знаков, и особое внимание уделяется знакам-символам, которые устанавливают произвольную (конвенциональную) связь знака с означаемым [Там же, с. 164].

Функционирование любого культурного объекта как символа возможно при сложившейся в обществе конвенции о приписывании знаку какого-либо определенного смысла. В то же время знаково-символические системы, реализованные в истории конкретных народов, произвольны в гораздо меньшей степени [11, с. 68].

Становление цвето-символической системы исторически связано с формированием и эволюцией художественного сегмента культуры [3, с. 10]. Видный представитель московско-тартуской семиотической школы Ю. М. Лотман отметил, что в восприятии и понимании художественных знаков их символическое значение первично. По мнению ученого, символ «обладает некоторым единым замкнутым в себе значением и отчетливо выраженной границей, позволяющей ясно выделить его из окружающего семиотического контекста» [12, с. 192]. Любая художественная система строится на знаках-символах, чье значение внутри системы не может меняться произвольно.

Таким образом, символы являются важнейшей частью культуры как знаковой системы, а память символа выступает как память художественной культуры, не дающая ей исчезнуть или разрушиться. Одним из таких знаков-символов является цвет, символическое значение которого придает ему относительную устойчивость в историческом процессе развития культуры [11, с. 68]. Даже названия цветов в каждом языке являются «семиотическими конденсаторами», сохраняющими память культуры [7, с. 53]. Рассмотрим семиотический подход к анализу цвето-символических систем разных культур.

О структуре цвето-символической системы конкретной культуры позволяет судить система цветообозначения в языке этой культуры. Лингвисты из Стэндфордского университета Брент Берлин и Пол Кей провели ряд экспериментов с носителями 98 языков мира, входящих в состав разных языковых семей, и изложили результаты своих исследований в монографии, изданной в 1969 году [17]. Результаты исследований Б. Берлина и П. Кея позволяют утверждать, что люди видят цвет примерно одинаково, независимо от места рождения, возраста и языка. В то же время выделение базовых и второстепенных цветов различается в зависимости от культуры и языка испытуемого.

Ученые также показали, что все языки мира имеют лексемы, номинующие черный и белый цвета. Кроме того, обозначения цветов появляются в постоянном порядке в разных языках. Порядок появления обозначений базовых цветов образует универсальную схему: белый и черный → красный → желтый или зеленый → синий.

Последняя схема отражает динамику не только языковых, но и культурных процессов. Базовые цвета универсальной схемы оказываются наиболее семантически нагруженными в языке и культуре. Они получают свое символическое значение из-за ассоциаций с соответствующими цветами в природе, и потому некоторый семантический слой является общим для всех культур и наиболее долговечными. Кроме того, базовые цвета становятся символами в ходе исторического развития культуры из-за той роли, которую цвета играют в конкретных событиях, и их осмыслении, и этот семантический слой выражает историко-культурную специфику цветовых символов.

Рассмотрим универсальную связь символического значения цветов с природными явлениями. Исследовательница О. В. Кошеренкова приводит следующие натуралистические ассоциации, общие для всех мировых культур: «Белый – свет, серебро; черный – мрак, земля; желтый – солнце, золото; синий – небо, воздух; красный – огонь, кровь; зеленый – природа, растительность» [9, с. 158]. На уровне ассоциативных обозначений природных объектов цветовые символы довольно точно отражают реальность и потому являются универсальными. Различия начинают проявляться там, где цвета символически обозначают культурные объекты и выражают важные для данной культуры идеи и ценности. Рассмотрим базовые компоненты цвето-символической системы русской культуры и их эстетические функции.

Исследованию цветовой символики в Древней Руси посвящена кандидатская диссертация Э. В. Гмызиной [8]. В своей работе автор доказывает, что символическое значение цветов не было постоянным в течение русской истории. В освоении цветового богатства мира древними русичами исследовательница выделяет два основных этапа: период синкретизма и период распада синкретизма.

Период синкретизма характеризуется слитностью природного и человеческого в жизни и сознании. На этом этапе цвет еще не выделен как признак предмета, а прочно связан с носителем цвета. Для человека этого времени внутреннее и внешнее, материальное и духовное неразрывно слиты: белый есть свет, черный есть мрак, красный есть кровь.

Эстетическая функция цвета в синкретический период заключается в том, что цвет выражает чувства человека от соприкосновения с тем или иным явлением многоцветного мира. Желтый солнечный свет и белая чистая вода вызывают радость, беспросветный мрак ночи – ужас. Цветовые соответствия закрепляются в постоянных цветовых определениях, таких как белый свет, белая береза, лебедь белая, черный ворон, грязи черные. В синкретический период базовые цвета становятся элементами знаково-символических моделей социальных эмоций: радости и вдохновения (белый), страха и ужаса (черный), возбуждения и радости (красный).

В период распада синкретизма единство человека и природы разрушается, человеческое выделяется из природного и начинает доминировать в культуре. Тем не менее в этот период старые смыслы не вытесняются и не исчезают. Новые культурные формы наслаиваются на старые, и в результате происходит поиск человеческого в природном. Цвет на этом этапе выражает не только эстетическое отношение к природе, но и внутренний мир человека. Например, фольклорная формула «туманно красно солнышко, туманно» не только имеет космологический смысл противопоставления света и тьмы, но и выполняет эстетическую функцию, поскольку вызывает смену радости грустью и фиксирует эту динамику эмоций.

В период распада синкретизма цвета функционируют как знаки-символы. Например, черный цвет, цвет темноты и тумана, символизирует печаль. Эпитет «черный» становится эпитетом-метафорой в устоявшихся словосочетаниях «черная тоска» и «черная кручина». Цветовые эпитеты-метафоры суггестивны, они передают эстетические эмоции страха и тоски.

В период разрушения синкретизма отчетливо проявляется национальная специфика в семантике цветов, предопределенная природными и социальными условиями развития древнерусской культуры. Так, тепло солнца было очень важно для выживания в суровом русском климате, и поэтому одной из характернейших черт древнерусской культуры стало предпочтение ярких, светоносных цветов: белого, красного, желтого (золотого). Эти базовые цвета наделялись наиболее богатым смыслом и служили одним из средств воплощения эстетического идеала, вызывая и фиксируя эмоции. Так, белый цвет в устойчивых словосочетаниях «лицо белое», «грудь белая», «руки белые» вызывает чувство любования красотой, гармоничностью, духовной чистотой человека. Красный цвет в выражениях «красная девица», «красный двор», «красная площадь» формирует эмоцию радости, переживание гармонии, победы над хаосом. Желтый цвет в словосочетаниях «золотая нива», «золотой человек» транслирует эмоцию добра, покоя, радости, удовлетворения.

В период распада синкретизма цвета, указывающие на мрак, холод, смерть, употребляются в русском обиходе сравнительно редко, поскольку символизируют явления, антагонистичные базовым ценностям древнерусской культуры, а именно: родной земле, миру природы, огню домашнего очага, счастливому состоянию человека. Так, за черным цветом закрепляется символическое значение смерти, враждебности, беды. Черный цвет выполняет эстетическую функцию, вызывая эмоции ужаса, горя, беды, тоски.

Сфера символического использования цветов в русской культуре со временем расширялась. С помощью цветов даются нравственно-эстетические характеристики пространства и времени. С развитием и усложнением структуры общества цвета стали обозначать определенные социальные группы. Тем не менее Э. В. Гмызина приходит к выводу, что фольклорно-мифологическая основа в семантике цветов сохраняется на протяжении всего периода развития древнерусской культуры [8, с. 141].

С усложнением структуры русской культуры в процессе модернизации возникают локальные культурные области формирования символического смысла цвета. В элитарной культуре Российской империи активно используется европейская семантика цветов, однако ее проникновение в сферу народной культуры идет медленно. Радикальная символизация цвета происходит в литературе символизма на исходе XIX – в начале XX века, когда цвет становится символом, помогающим прорваться к идеальной сущности мира. Цветовая символика индивидуализируется, выражая философские концепты. Так, исходя из учения Вл. Соловьева о Софии, Душе Мира, чьи цвета белый, голубой и золотой, А. Блок окрашивал в те же цвета мир своей Прекрасной Дамы [4, с. 31]. Подобные символические эксперименты слишком сложны и интеллектуально насыщены, чтобы получить широкое распространение. Они играют свою роль как творческая лаборатория возможных жизненных стилей, однако не меняют базовых значений цветовых символов, сформированных в течение истории русской культуры.

Рассмотрим семантику и эстетическую функцию базовых цветов русской культуры: белого, черного, красного, желтого/зеленого и синего.

Белый цвет является в русской культуре традиционным и уважаемым цветом, чрезвычайно символически насыщенным [10, с. 142]. Наряду с мифологическим значением света, неба, чистоты белый цвет одежды имеет амбивалентную семантику перехода в другой мир. Белыми является саван покойника и одежда невесты, поскольку смерть и свадьба одинаково символизируют переход в иной мир – мир умерших или мир другой семьи [2, с. 13]. С древних времен белый цвет сохранил значение праздничности.

В ходе развития русской истории белый цвет стал означать государственность, православие и идеального царя. Как показывает Г. Н. Лебедева, после обретения Московской Русью независимости от татаро-монгольского ига в конце XV века в русском языке возникает заимствованное из тюркских языков выражение «белый царь», означающее независимого, суверенного правителя, который не подчиняется никакому другому властителю [10, с. 144]. Исследователь фольклора В. В. Трепавлов показывает, что в русских духовных песнях определение «белый царь» означает идеального христианского государя, хранителя православия [16, с. 224]. Так складывается представление о белом царе как о христианском православном правителе.

Белый цвет в русской культуре связан с православием еще несколькими моментами. Белым является одеяние высших иерархов церкви. Белый цвет занимает первое место в иконописной иерархии цветов, отражая «божественную сущность и энергию, трансцендентность, нетленность и как зримое отражение этих категорий – светоносность, воплощенную в фаворском свете» [10, с. 144].

Кроме того, белый может пониматься как свободный, вольный, независимый. В XV–XVII вв. белыми называли территории (белые слободы, белые места, беломестцы), население которых было освобождено от уплаты государственных податей и натуральных повинностей [Там же].

В течение Гражданской войны 1918–1920 гг. белый цвет стал символом одной из воюющих сторон – монархистов, белогвардейцев, сторонников империи, противников коммунизма и социализма. В течение ХХ века эта семантика сохранялась, закрепившись в постсоветское время. В настоящее время белый цвет символически означает империю, монархический идеал, сторонников Царя-страстотерпца – Николая Второго, канонизированного РПЦ как новомученик.

Таким образом, семантика белого цвета складывается из следующих компонентов: свет, небо, чистота, праздник, переход в иной мир, государственная власть, справедливое общественное устройство, православие, божественная энергия, свобода. Эстетическая функция белого цвета в русской культуре заключается в том, что он вызывает чувства восторга, радости, восхищения, гармонии, благоговения, уважения, надежды, доброты, вдохновения, а также продуцирует чувство свободы и полета. Эта эмоциональная наполненность семантики белого цвета сохраняется в русской культуре с древних времен до настоящего времени.

Спецификой семантики белого цвета в русской культуре является символическая связь с имперскими политическими взглядами и современной политикой РПЦ. Эстетическое значение белого цвета дополняется тем, что он может вызывать эмоции в зависимости от того, как зритель относится к имперским идеям и православию – от чувства защищенности, восторга, религиозности и воодушевления до неприязни и отторжения.

Рассмотрим семантику черного цвета в русской культуре. Традиционно с этим цветом связывались все самые негативные стороны человеческого бытия. В период разрушения синкретизма черный цвет приобрел символическое значение. В традиционной русской культуре черный цвет символизирует потусторонние, нечистые силы, а в сочетании с красным считается цветом дьявола и бесов [2, с. 13]. Эстетическая функция черного цвета в русской культуре заключается в вызывании чувства пессимизма, трагичности, подавленности, угнетенности, страха.

Влияние западной культуры в последнее столетие особенно заметно в динамике символических значений черного цвета. Благодаря рекламе, моде и кинематографу черный цвет в настоящее время символизирует элегантность, хороший вкус, уверенность в себе, деловой стиль. Таким образом, черный стал амбивалентным цветом, который наряду с эмоциями страха, пессимизма и тревожности может в определенном семантическом контексте продуцировать эмоции уверенности, превосходства, гармоничности.

Проанализируем семантику красного цвета в русской культуре и рассмотрим его эстетическую функцию. Первоначально для обозначения красного цвета использовалось слово «чермный», а слово «красный» появилось не раньше XIV века. Это слово в своем исходном смысле означало «красивый, роскошный, высокосортный» [5, с. 117]. Данный семантический оттенок сохранился в круге значений красного до нашего времени.

Основные натуралистические ассоциации красного цвета – это огонь и кровь. Согласно современным исследованиям, русское цветообозначение «красный» восходит к индоевропейскому корню, обозначающему «жечь, гореть, пылать, топить» [Там же]. Символически красный цвет указывает на огонь, горение. Кровь также выступает в качестве натуралистической ассоциации с красным цветом. Кровь – это жизнь, мощь, сила, однако пролитие крови означает опасность и смерть. Поэтому семантика красного двойственна, он указывает и на жизнь, и на смерть, на радость и на опасность.

Наряду с природными ассоциациями, красный цвет имеет и общественную семантику. В русской культуре красный цвет красивый, праздничный, радостный. Одежда героев сказок – белая рубаха и красный кушак. «Красное платье» – признак достатка [Там же].

Кроме того, в русской культуре ХХ века сформировалась символическая связь красного цвета с коммунистическими идеалами, советским прошлым России, левыми идеями. Красный также стал цветом победы в Великой Отечественной войне, поскольку красным является знамя Победы.

Эстетическая функция красного цвета в русской культуре заключается в выражении и вызывании сильных эмоций: радости, восторга, восхищения, воодушевления, праздничного настроения, но в то же время красный может вызывать страх, испуг, возмущение, гнев и раздражение. Семантика красного как цвета коммунизма, антифашизма, СССР вызывает противоположные чувства в зависимости от того, как зритель относится к политическим идеям, символически обозначаемым красным цветом: от вдохновения, уважения, восторга до неприязни и агрессии.

Рассмотрим семантику и эстетическую функцию желтого цвета в русской культуре. Натуралистические ассоциации желтого цвета – солнце, золото, желто-зеленая растительность, рассвет, заря, желчь [15, с. 5].

Структуру символа желтого цвета исследует в кандидатской диссертации М. Г. Слезкина. Она показывает, что эта структура формируется полярными, но объединенными общей темой идеями, причем «природа ассоциативных связей между этими идеями определяется восприятием и оценкой важнейших для человека источников света (солнце, луна), связанных между собой идеей изменения (смена дня и ночи, смена сезонов). При этом символы желтого цвета у славян негативны. Они группируются вокруг идеи «тускло-желтого», «бледно-желтого» оттенка данного цвета [Там же, с. 6].

Исследуя семантику цветообозначений в русском языке, Е. Н. Алымова подчеркивает, что природным прототип желтого цвета является солнце, и с этим цветом связаны такие положительные ассоциации, как тепло, энергия, жизнь. В эстетическом аспекте желтый цвет продуцирует чувство радости, счастья, праздничного веселья, оптимизма, любови [1, с. 16].

В то же время при длительном воздействии желтый вызывает раздражение и связывается с ощущением излишнего тепла, жары, духоты, жажды. В эстетическом аспекте желтый вызывает и выражает эмоции раздражения, напряжения, бессилия, муки, дисгармонии, ярости [Там же].

Помимо натуралистических ассоциаций, желтый имеет социально обусловленное символическое значение. В традиционной русской культуре желтый может быть цветом одежды персонажей. В этих случаях он выступает индикатором социального статуса носителя или принадлежности его к иному миру [5, с. 118].

М. Г. Слезкина исследует ассоциативные связи цветообозначения «желтый» у носителей современного русского языка и показывает, что в поле ассоциаций доминирует негативная мотивация: «Из рассмотренных 3937 примеров положительная коннотация выявлена лишь в 188 случаях, нейтральная – в 316 случаях, во всех остальных (3433) – негативная. В числе последних – все примеры употребления слова желтый с символическим переосмыслением значения (534 примера). Они также не имеют положительной коннотации» [Там же, с. 6]. Среди общественно обусловленных ассоциаций желтого цвета – раздраженное состояние, гнев [Там же].

Сравнительный анализ символических значений цветообозначения «желтый» в русской и китайской культурах провел У Пэйхуа, который показывает, что «как в русском, так и в китайском языке старость, болезнь, пресса, публикующая недостоверную информацию, номинуются с помощью желтого цветообозначения» [14, с. 741].

Также в русской культуре существует цепочка ассоциаций, связанная с желтым цветом кожи, который свидетельствует о болезни и символизирует психическое расстройство. Дома душевнобольных в России красили в желтый цвет, что, согласно В. И. Далю, связано с желтой окраской Обуховской больницы в Петербурге.

Е. Н. Алымова также отмечает, что «ощущение легкости, веселости и изменчивости, которое вызывает желтый цвет, связывается с изменой и предательством (измена, непостоянный, опасность)» [1, с. 16].

Таким образом, семантика желтого цвета в русской культуре богата и сложна, она включает следующие компоненты: солнце, золото, растительность, заря, излишнее тепло, жара, жажда, старость, болезнь, душевная болезнь, изменение, измена, предательство, опасность. Эстетическая функция желтого цвета заключается в выражении и транслировании эмоций радости, счастья, веселья, оптимизма, любви, легкости, веселости, изменчивости, а с другой стороны – раздражения, напряжения, бессилия, муки, дисгармонии, ярости, опасности.

Семантика и эстетическая функция зеленого и синего цветов в русской культуре не были предметом специальных научных исследований. Можно предположить, что зеленый и синий, согласно выводам Э. В. Гмызиной, по аналогии с другими цветами сохраняют универсальную мифологическую семантику, однако русская культурная специфика этих цветов не выявлена.

Рассмотрим универсальные семантические значения зеленого и синего цветов. По мнению Э. В. Гмызиной, природные ассоциации зеленого – зелень растительности. «Образ Зеленого сада – метафора вселенной, пребывающей в состоянии непрерывного творения, – служит воплощению идеи о цикличности времени, что стало одной из причин оптимизма древних русичей, веры в доброе расположение природы к человеку. …цветущий Зеленый сад ассоциировался с благополучием, счастливым состоянием» [8, с. 141]. Эстетическая функция зеленого цвета заключается в выражении и вызывании у зрителя чувства счастья, гармонии, полноты жизни, безмятежности, воодушевления, радости.

Синий цвет в природе ассоциируется с небом и воздухом. В эстетическом аспекте синий цвет связан с эмоциями гармонии, надежды, умиротворения.

Таким образом, цвето-символическая система русской культуры, сформировавшаяся в течение русской истории, строится на основе универсальной схемы, выявленной Б. Берлином и П. Кеем. Наибольшую смысловую нагрузку в культуре имеют те базовые цвета, которые первыми получили номинации в данном языке. Для русской культуры таковые цвета определяются в универсальном порядке: белый и черный ® красный ® желтый/зеленый ® синий.

Семантика цветов в русской культуре определяется их символической природой. Каждый цвет выступает как знак-символ, и его символическая структура слагается из двух компонентов: природных ассоциаций и общественно обусловленного смысла. Природные ассоциации общие для человека как природного существа, и потому они универсальны для всех культур. Общественно обусловленный смысл цветов формируется в ходе исторического развития и выражает специфику конкретного народа. Эстетическая функция цвето-символической системы реализуется в способности цветов выражать и вызывать определенные эмоции, исторически связанные с конкретным цветом.

Базовые компоненты русской цвето-символической системы выражают и транслируют широкий спектр эмоций, причем наиболее значимые цвета – белый, черный, красный и желтый – амбивалентны и способны выражать противоположные эмоции в зависимости от культурного контекста. Помимо универсальных эмоций, основанных на природных ассоциациях, базовые цвета белый, красный и желтый в русской культуре вызывают также исторически обусловленные эмоции.

Специфика эстетического воздействия базовых цветов в русской цвето-сиволической системе следующая. Белый цвет символизирует справедливое государство, Российскую империю, монархический идеал, православную религию и вызывает амбивалентные чувства защищенности, гордости, уважения, восторга и умиления или ненависти, раздражения и агрессии, в зависимости от отношения интерпретатора к этим концептам. Красный цвет, наряду с универсальными природными ассоциациями, символически связан с коммунизмом, советским строем, историей СССР, победой над фашизмом и вызывает такой же спектр противоположных эмоций у носителей разных идеологий. Желтый цвет в русской культуре имеет в целом негативные коннотации и символически связан с душевным недугом, психической болезнью. Эстетическая функция желтого цвета заключается в продуцировании эмоций страха, тоски, удрученности, подавленности и наряду с этим – эмоций легкости, радости, доброты.

Таким образом, цвето-символическая система русской культуры аккумулирует и сохраняет как универсальные смыслы, сложившиеся под влиянием натуралистических ассоциаций во всех культурах мира, так и специфические культурно-исторические смыслы, сформированные в ходе русской истории.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алымова, Е. Н. Цвет как лингвокогнитивная категория в русской языковой картине мира: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.01 / Алымова Екатерина Николаевна. – СПб., 2007. – 19 с.
  2. Баинова, О. А. Семантика цвета в традиционной культуре народов Забайкалья (лингвокультурологическии аспект): автореф. дис. … канд. культурологии: 24.00.01 / Баинова Оюна Александровна. – Улан-Удэ, 2005. – 24 с.
  3. Бакеева, Д. А. Цвет в рекламной коммуникации: особенности, функции, символика: автореф. дис. … канд. культурологии: 24.00.01 / Бакеева Диана Анваровна. – Саранск, 2013. – 19 с.
  4. Борзых, О. В. Междисциплинарные аспекты изучения цвета в поэтическом тексте / О. В. Борзых // Вестник ВГУ. – 2012. – № 2. – C. 28–31.
  5. Воевода, Е. В. Цветовосприятие и ассоциативные поля в русском и английском языках / Е. В. Воевода // Научный вестник ВГАСУ. – 2012. – № 2. – С. 113–123.
  6. Воеводин, А. П. Эстетическая антропология: монография / А. П. Воеводин. – Луганск: РИО ЛГУВД им. Э. А. Дидоренко, 2010. – 368 с.
  7. Гатауллина, Л. Р. Лингвоцветовая картина мира: аспекты изучения / Л. Р. Гатауллина // Семантические категории в разных лингвистических парадигмах: сборник научных статей. – Уфа, 2005. – С. 43–53.
  8. Гмызина, Э. В. Цвет в культуре Древней Руси: слово и образ: дис. … канд. культурол. наук: 24.00.02 / Гмызина Эльвира Викторовна. – Ярославль, 2000. – 164 с.
  9. Кошеренкова, О. В. Символика цвета в культуре / О. В. Кошеренкова // Аналитика культурологии. – 2015. – № 2 (32). – С. 163–169.
  10. Лебедева, Г. Н. Символика цвета в русской традиционной культуре / Г. Н. Лебедева // XV юбилейные Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции. – СПб., 2011. – С. 142–146.
  11. Липская, В. М. Символика цвета в культуре и ее роль в костюме / В. М. Липская // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2012. – № 2 (12). – C. 68–73.
  12. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история / Ю. М. Лотман. – М.: Языки русской культуры. 1996. – 464 с.
  13. Мечковская, Н. Б. Семиотика. Язык. Природа. Культура: курс лекций / Н. Б. Мечковская. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2007. – 432 с.
  14. Пэйхуа, У. Семантика цветообозначения желтый в китайской и русской лингвокультурах / У Пэйхуа // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. – 2018. – № 3 (Т. 9). – С. 729–746.
  15. Слезкина, М. Г. Семантика и символика прилагательного «желтый» в русском языке (в семасиологическом и ономасиологическом аспектах): автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.01 / Слезкина Марина Геннадьевна. – Екатеринбург, 2005. – 24 с.
  16. Трепавлов, В. В. «Белый царь» в русском фольклоре и традиционной политической культуре / В. В. Трепавлов // Очерки русской народной культуры / отв. ред. и сост. И. В. Власова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. – М.: Наука, 2009. – С. 24–48.
  17. Berlin, B. Basic Color Terms. Their Universality and Evolution / B. Berlin, Р. Kay. – Berkeley: University of California Press, 1969. – xi + 178.

 

 

Гурская О. В. Эстетическая функция цвето-символической системы русской культуры

В статье рассматривается генезис, структура и эстетическая функция цвето-символической системы русской культуры. Показано, что семантика цветов в русской культуре имеет бинарную структуру, состоящую из универсального слоя, отсылающего к природным явлениям, и исторически обусловленного слоя, указывающего на ценности, идеи и смыслы общественной жизни русского народа.

Ключевые слова: эстетика, эстетическая функция, цвето-символическая система, цвет, знак, русская культура.

 

Gurskaya O. V. Aesthetic Function of the Colour-Symbolic System of Russian Culture

The article deals with the genesis, structure and aesthetic function of the colour-symbolic system of Russian culture. It is shown that the semantics of colors in Russian culture has a binary structure, consisting of a universal layer, referring to natural phenomena, and historically determined layer, indicating the values, ideas and meanings of social life of the Russian people.

Key words: aesthetics, aesthetic function, colour-symbolic system, color, sign, Russian culture.