ЭВОЛЮЦИЯ САМОСОЗНАНИЯ И САМОВЫРАЖЕНИЯ ОБЩНОСТИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ

УДК 304.44

С. С. Оголева

Историческая память является одним из важнейших инструментов самоидентификации человека. Восприятие прошлого влияет на осмысление человеком своего места в мире, определение своей роли в политической, общественной и экономической жизни общества. В бытовом поведении человек часто следует сложившимся моделям, которые появились благодаря сохранению обычаев и традиций. В современном обществе проблема самоидентификации имеет острый характер, испытывая на себе влияние глобальных процессов трансформации жизненно важных установок поведения личности.

В последнее время общество нуждается в прочных научных знаниях о прошлом, которые могут служить ориентиром в настоящем. Личностная идентификация человека опирается на память. Память представляет собой неоднородное явление и разделяется на индивидуальную память человека и коллективную. Коллективная память рассматривается как внегенетическая культурная память какой-либо «мы-группы» (народа, нации, этноса, языковой или культурной общности), способствующая социальному объединению [1].

Индивидуальная память основывается на личном или опосредованном интеллектуальном опыте человека. Оба вида памяти объединяют в себя знания о прошлом, но, все же, уместно выделять особый вид памяти – исторический, она является носителем стереотипов, т. е. устойчивых представлений и знаний о прошедших событиях, связанных с жизнью коллективной общности и имеющих определенную моральную ценность.

Рассматривая эволюцию самосознания и самовыражения общности донских казаков, особое место в изучении этого вопроса, занимает роль самоидентификации человека, его представление о самом себе, вхождение в конкретную общность посредствам культуры, осознание и трансляция ценностей и традиций. Тем самым коллективная идентичность служит инструментом самоидентификации.

Самосознание казачьей этнической группы, является в первую очередь осознанием отдельных субъектов, самих себя в отличие от иных – других субъектов и мира вообще; это сознание казаками своего взаимодействия с объективным и субъективным миром, своих жизненно важных чувств, потребностей, мыслей, мотивов, переживаний, действий, осознание своей роли в жизни, в обществе.

Рефлексия есть осознание себя как отдельного субъекта общества, обращение каждого члена этнической группы на самого себя, на содержание и деятельность собственного сознания, составляющими которого являются такие личностные структуры, как: мотивы, ценности, мышление, интересы, механизмы восприятия, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.

Самосознание является одновременно и деятельностью рефлексии. Самосознание выступает условием того, что сознание сохраняет себя во времени – удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь, единство самосознания является условием всякого единства в мире.

Так общность донских казаков, исходя из выше сказанных определений самосознания, эволюционировала от примитивных социальных образований к обществу, развивающемуся в ситуации борьбы разных социальных и политических идеологий. Самовыражаясь через свою культуру и традиции, донское казачество воплощало свой внутренний мир во внешнем. Проявляло свои идеи в материальном мире с учётом личного индивидуального мировосприятия. Это внешняя актуализация (через слово, песню, танец, действие) внутреннего состояния этнической группы, не ограниченная никакими условиями или обходящая и даже игнорирующая их, желание и стремление выразить другим свои внутренние чувства, убеждения, отреагирование их вовне и делает их социальное образование уникальным [6, c. 204].

Донское казачество является одной из ярких и героических страниц в истории Российского государства. Донские казаки обладали пассионарными качествами, что представляло их людьми энергичными, смелыми, способными к сверхнапряжению. Особенности такого характера позволили им прославить звание донского казака по всей России и за её пределами. Говоря об их жизни, следует понимать, что они были людьми вольными, не знавшими крепостного права. Это влияло на формирование рефлексии казака, давало ему понимание независимости, делало человеком, умеющим отстаивать свои интересы и право бороться за них.

В массовом сознании закрепилось представление о казачестве как об исключительно военном сословии. Это представление во многом справедливо, поскольку изначально казачество формировалось в тех землях, где разворачивалась борьба разных народов за овладение геополитическим пространством, складывалось представление о значимости данных рубежей в укреплении этих территорий. В составе Российской Империи казаки занимали особое положение. Существовали определенные казачьи области, внутренний быт и культура которых отличались от других регионов страны. «В условиях строго централизованной системы государственного управления казачьи области составляли исключение, пользовались известной автономией и управлялись на основе „Особого Уложения об Управлении Войска Донского”, распространившегося и на другие казачьи области» [2, с. 4].

Военизированность казаков, обязанности, которые были возложены государством, предполагали использование самобытных подходов в воспитании, для развития самосознания и самоидентичности общности. Важная миссия в защите и расширении границ государства, которую выполняло казачество, было бы невозможно без постоянного духовно-нравственного развития, воспитания новых поколений не просто в патриотическом духе, но и в осознании главных правил развития и взаимодействия людей.

Сущность социального казачьего образования является предметом исследования целого ряда наук. Кроме социологии данной проблематикой занимаются историки, юристы, политологи, культурологи и этнографы. Оно является уникальным историческим явлением в российской и мировой истории, возникшей и развивающейся на протяжении нескольких столетий в неразрывной связи с историей русского народа [4].

Важный механизм формирования этнокультурной идентичности казаков – выделение своего коллектива из социального мира. В пределах любых этнических групп складываются методы в определении своих и отделении себя от чужих. Этнический статус зачастую остается постоянным для всей жизни человека. Социокультурная идентичность устанавливает человеческое осознание своего места в природе и обществе. Как отмечает С. Хантингтон, что «В современном мире культурные идентичности (этнические, национальные, религиозные, цивилизационные) занимают центральное место, а союзы, антагонизмы и государственная политика складываются с учетом культурной близости и культурных различий» [7, с. 142-143].

Одним из способов формирования границы своего этноса являются функционирующие только в данной этнокультурной среде народные песни, обычаи, танцы. Так основной территорией проживания донского казачества является Область Всевеликого Войска Донского, ставшей колыбелью этнической группе донских казаков со своими обычаями, песнями, танцами и особым говором.

Формирование полноценного и гармоничного развития всякой национальной культуры зависит от уровня органичности ее вхождения в мирокультурный процесс, так же от возможности сохранить культурную идентичность и самобытность. В нынешней ситуации транснационализации, обобщенности культуры разных народов, становится важнейшей проблемой самоидентификация, понимание уникальности и неповторимости этнических культурных приобретений.

Народная традиционная культура является одним из механизмов формирования и сохранения этнокультурной идентичности, она выполняет функции как выделения своего среди чуждых этнических групп и объединение этносов с родственной культурой в единое целое, в единую общность. «Общее» в философской категории является не похожестью, не одинаковостью, не повторяемостью, а единством различий, связанных между собой в границах единого целого, или единое во многом (единство многообразного). И рассматривая с философской точки зрения социальную общность казаков, можно выявить их взаимосвязь, отражающую повседневную форму коллективной жизнедеятельности, объединение.

Общеизвестна полиэтничность казачества (при преобладании славяноруссов – выходцев из различных земель) и сосуществование в нем групп, принадлежащих разным конфессиям. Неоднородность элементов, создающих целое, прослеживается в донской культуре и в ее современном виде [3].

По концепции немецкого социолога Ф. Тённиса, общество казачьей этнической группы является гемейншафтным видом общества, имеющим социально-органический тип связей. Оно основано на общности, характеризующейся слитной цельностью и теснейшим внутренним единением индивидов, способных в неё войти. Традиция, авторитет, обряд, необходимость как абсолютный закон, дисциплина, порядок и добросовестность выступают как жизненный императив казаков. Для общности характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и по сравнению с другими человеческими множествами осознание своего единства через развитое чувство общей связи и принадлежности, что и свойственно общности донских казаков.

Изучая возникновение донского казачества, А. П. Скорик в своей научной работе «Возникновение донского казачества как этноса. Изначальные культурные традиции», утверждает, что «донские казаки – это уникальная историческая общность людей, сформировавшаяся на протяжении многих веков, обладающая своим особым («донским») говором, общей исторической территорией (Область Всевеликого Войска Донского с её десятью округами), своей национальной культурой, обычаями и традициями». Все перечисленные атрибуты являются весомым аргументом в пользу тезиса о том, что донское казачество – это социально-этническая общность, которую можно характеризовать как народность» [4, с. 14].

Трансфер от традиционной общины к индустриальному и постиндустриальному обществу сопровождался утерей человечеством родственных связей и как следствие родовой памяти, памяти, которая определяла собой корень исторической памяти. Родовая история передавалась через осуществление ритуалов, обрядов, сохранение семейных традиций, рассказов, фольклор и формировала личный интеллектуальный опыт человека, составляющий его историческую память и определяющий его идентичность. Этническая группа донских казаков не стала исключением в этом историческом движении потери смыслов и традиций.

Культура донского казачества за многие века своего становления и существования видоизменялась и упрощалась исходя из политических событий, происходивших на Дону. Большие изменения претерпели песенный фольклор, быт и одежда донского казачества. Пройдя большой путь от свободной с восточными мотивами одежды до военизированного мужского костюма и городских женских нарядов конца XIX века. В песенном фольклоре от сложнейших диатонических исполнений к простым городским романсам и авторским песням.

В современном мире человек находится в поиске личной идентичности, которую способен получить исключительно через вхождение в общины. Человек слабо знаком с историей своих непосредственных предков, генеалогию своей семьи он знает на одно-два поколения, и поэтому он связывает свою идентичность с большой исторической общностью, за неимением связи с малой.

В целях обретения собственной идентичности люди обращаются к коллективной памяти, представленной определенной культурой и историей. В коллективной исторической памяти человек видит замену своей собственной утерянной индивидуальной памяти. Таковой в настоящее время является культура Донских казаков. Сегодня мы наблюдаем устойчивый интерес к генеалогическим изысканиям, семейной истории, микроистории, локальной истории. Все это представляется попытками восстановить индивидуальную «родовую» историческую память. Наиболее популярной сейчас является возможность участия в исторических движениях (клубах казачьей исторической реконструкции, самодеятельных творческих коллективах и т. д.).

Огромную популярность сейчас имеют движения реестровых и общинных казачьих организаций, зачастую забывающих о истинной сути, которая является образующей и определяющей этническую группу – это культурный код, который способствует самоидентификации народности. Упрощаются обряды, перерастая в «сценически поставленный балаган», происходит подмена образов казака и казачки, семейных ценностей. И как один из важнейших атрибутов казачьей культуры, исчезает песня, старинная казачья песня, которая в настоящее время приобрела статус «разухабисто-попсовой». Образ донского казака подвергся мифологизации, которая в настоящем времени имеет большую популярность.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ассман, Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Я. Ассман. Пер. с нем. М. М. Сокольской. М.: «Языки славянской культуры», 2004. – 368 с.
  2. Гордеев, А. А. Золотая орда и зарождение казачества, Ч. 1 / А. А. Гордеев. – М. : Страстной бульвар, 1991. – 176 с.
  3. Рудиченко, Т. С. Донская казачья песня в историческом развитии / Т. С. Рудиченко. Ростов н/Д: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2004. – 512 с.
  4. Скорик, А. П. Возникновение донского казачества как этноса. Изначальные культурные традиции / А. П. Скорик. – Новочеркасск : 1992. – 72 с.
  5. Теннис, Ф. Общность и общество: Основные понятия чистой социологии / Ф. Теннис. Пер. с нем. Д. В. Скляднева. — М. : Фонд Университет : СПб. : Владимир Даль, 2002 (Акад. тип. Наука РАН). — 450 с.
  6. Филиппов, А.В., Романова, Н.Н., Летягова, Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь / А.В. Филиппов, Н.Н. Романова, Т.В. Летягова. – М.: Флинта, 2011. – 424 с.
  7. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка (отрывки из книги) Т2, №2// Pro et Contra. 1997. – 300 с.

 

Оголева С.С. Эволюция самосознания и самовыражения общности донских казаков

В статье рассматривается эволюция самосознания и самовыражения общности донских казаков, роль коллективной памяти, способствующая социальному объединению, формированию и сохранению этнокультурной идентичности. Анализируется проблема мифологизации этнической группы донских казаков, влекущая за собой потерю смыслов и традиций.

Ключевые слова: самосознание, самовыражение, этническая группа, традиция, донские казаки.

 

Ogoleva S. S. Evolution of self-consciousness and self-expression of the community of the Don Cossacks

The article considers the evolution of self-consciousness and self-expression of the Don Cossacks community, the role of collective memory that contributes to social unification, the formation and preservation of ethno-cultural identity. The article analyzes the problem of mythologization of the ethnic group of the Don Cossacks, which entails the loss of meanings and traditions.

Key words: self-consciousness, self-expression, ethnic group, tradition, Don Cossacks.