УДК 78.01:783
Е. А. Шпак
Жанр мадригала в эпоху Ренессанса значительно повлиял на музыкальное искусство. Синтезируя в себе принципы церковной хоровой многоголосной полифонии и свободу светской музыки, мадригал во многом определил дальнейшие пути развития светской хоровой культуры стран Европы.
Многочисленность образцов, которыми репрезентирован данный жанр (по различным каталогам и письменным свидетельствам современников, численность мадригалов достигает нескольких десятков тысяч), и их яркость, разнообразие индивидуальных композиторских стилей, реализованных в жанре мадригала, и сегодняшня привлекают внимание исследователей, что обусловило актуальность выбранной темы.
Целью статьи является изучение жанровых особенностей и этапов эволюции ренессансного мадригала.
Термин «мадригал» восходит к итальянским и латинским корням (фр. madrigal, итал. madrigale, староитал. madriale, mandriale), от позднелатинского matricale (от лат. mater – мать), «сочинение на родном языке», и современными словарями определяется как «небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания» [5].
В понимании современников мадригал был песней (канцоной) пасторального характера, ведущей свое происхождение от пастушьих наигрышей на волынке, целью которых был сбор овец в стадо. Позже Михаэль Преториус трактует происхождение названия в другом роде, указывая, что «мадригалы получили свое название не от мелодии песен, но от слога и стихосложения» [4, с. 16].
Мадригал вошел в практику светского салонного или бытового музицирования в ряду народно-песенных жанров, среди которых необходимо назвать фроттолу и вилланеллу. Опираясь на народно-песенные традиции, мадригал вместе с тем вобрал в себя традиции полифонического многоголосия, стал более утонченным, изысканным по форме и содержанию жанром. Мадригал, таким образом, возникает на пересечении различного рода течений: народной и профессиональной музыки, поэзии. Тамара Ливанова отмечает, что «в понятие мадригала входит достаточно широкий круг творческих явлений. Среди образцов этого жанра есть и сложные, даже изощренные по технике полифонические сочинения, и утонченные опусы Карло Джезуальдо, и новые театральные опыты, и попытки сохранить близость к песенной традиции. <…> И все же оставались устойчивыми принципы жанра: чисто светский характер (хотя создавались и духовные мадригалы), свобода от многих норм и канонов строгого стиля в многоголосии, гибкое развертывание композиции в связи с поэтическим текстом, новые и все более широкие возможности проявления индивидуальной творческой инициативы» [6, с. 207].
Среди композиторов, которые обратились к жанру мадригала, можно назвать имена Франческо Ландини, Киприано де Pope, Адриана Вилларта, Николо Вичентино, Винченцо Руффо, Марко Антонио Инженьери, Андреа Габриэли, Орацио Векки, Луки Маренцио, Карло Джезуальдо, Якоба Аркадельта, Джозеффо Царлино, Леонардо Баррэ и многих других.
Мадригал получает широчайшее распространение по ряду причин. В понимании Томаса Морли, мадригал есть «наилучший вид „легкой” музыки», а его музыкальное воплощение, как правило, является «наиболее искусным и по человеческому разумению наиболее восхитительным» [Там же]. Употребление самого названия было достаточно свободным, и только с именем кардинала Пьетро Бембо связывается привязка данного жанрового обозначения к конкретной группе текстомузыкальных сочинений.
История формирования и эволюции мадригала достаточно своеобразна. Как самостоятельный музыкальный жанр мадригал появился в XIV веке и достиг в этот период вершины своего развития. Затем, на протяжении практически всего XV и первых десятилетий XVI века к данному жанру практически не обращались. Наконец, в XVI веке он выходит на первый план, определяя пути развития вокально-хорового искусства в последующие эпохи. Далее рассмотрим некоторые особенности мадригала.
Мадригалы Ars nova появились в первую очередь как литературный жанр в творчестве Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо, Франко Саккетти. Это были первые образцы авторской многоголосной композиции, которые создавались Якопо Болонским, Лоренцо Флорентийским, Франческо Ландини и другими авторами. Они стали образцами раннего многоголосного стиля в итальянской музыке, поскольку, как правило, создавались для двух, реже – трех голосов, а в современной практике нередко исполняются голосом в сопровождении инструмента. Последнее стало возможным благодаря отличительной особенности мадригала данного периода, а именно мелодической яркости и самостоятельности верхнего голоса. Доминирование двухголосного исполнения мадригалов в итальянской музыке Ars nova определено музыкальной эстетикой времени, в которой двухголосие воспринималось как художественно полноценная форма музицирования.
Первая половина столетия представлена мадригалами таких авторов, как Пьеро да Казелла, Якопо да Болонья, Иоханнес да Флоренциа. В основе их сочинений лежат поэтические тексты с определенной структурой. Как правило, авторы текстов использовали два вида форм: терцет и страмботто. Музыкальное воплощение мадригалов определено их текстовой структурой: музыкальная форма складывается из куплетов, членение и повторность которых определены повторностью рифм в поэтическом тексте. Текстовая структура терцета складывается из двух строф по три строки и завершается риторнелем из двух строк с парной рифмой (aab aab сс). Структура страмботто может быть выражена схемой ab ab сс dd. В музыкальном отношении каждой строке соответствует новая мелодическая мысль.
Определение «мадригал» впервые появляется в новом качестве на титульной странице сборника Madrigali de diversi musici: libro primo de la serena, напечатанном в Риме в 1530 году. В сборники вошли вокальные композиции итальянских и французских композиторов Констанцо Порта, Себастьяна Феста и Филиппа Вердело. Примечательно, что разница между фроттолой, французским шансоном и мадригалом здесь еще не сказалась со всей определенностью, поэтому титульное название в равной степени относилось ко всем разновидностям, использованным авторами ренессансной светской вокальной музыки. Граница между разными вокальными жанрами была четко обозначена только в творчестве Адриана Вилларта (1480–1562) – наследника традиций франко-фламандской школы. Большая коллекция мадригалов и мотетов Вилларта (которые композитор создавал с 40-х гг. XVI в.) была издана в 1559 году в сборнике под названием Musica Nova. Этот сборник выступает как своеобразный манифест нового жанра. С одной стороны, мадригалы Вилларта предназначены для четырех, пяти, шести или семи голосов и имеют много общего с мотетами, но с другой – они отчетливо проявляют детальное внимание композитора к выразительному интонированию поэтического текста. Это качество жанра закрепляется как фундаментальное в творчестве последователей Вилларта – Вичентино и Киприана де Pope.
Можно утверждать, что мадригалы XIV и XVI веков – это фактически различные жанры, обладающие порой противоположными жанровыми признаками. С музыкальной точки зрения мадригал в период расцвета опирается, с одной стороны, на народно-песенные традиции в виде пастушьих песен; с другой стороны, исследователи указывают на немаловажную роль в формировании жанра многоголосных песен – фроттолы и лауды.
Е. Панкина приходит к выводу, что уже в ряде сборников второй половины XV – первой половины XVI века большая часть вокальных сочинений по своим выразительным средствам, характеру использования поэтического текста может быть отнесена именно к жанру мадригала, несмотря на то, что «официально» первое появление мадригала в печати относят к 1510 году. Исследовательница рассматривает ряд сборников, в которых композиторы-фроттолисты (например, Маркетто Кара, Бартоломео Тромбончино, Джакомо Фольяно, Оттавиано Петруччи, Пьетро Самбонетто, Констанцо Феста и другие) обращаются к жанру мадригала.
Анализируя сочинения указанных авторов, Е. Панкина отмечает: «„Мадригальные фроттолы”, опубликованные в собраниях 1520-х гг., свидетельствуют о том, что процессы переосмысления светской полифонической песни начались несколько раньше, чем традиционно отмечаемое создание Карой в 1510 г. madrigaletto» [7, с. 9]. Процесс преобразования фроттолы в мадригал отразился прежде всего на формообразовании, которое в «мадригальной фроттоле» гораздо более свободное. Исследовательница выделяет два направления, свидетельствующие об ослабевании фроттольных признаков. Это, с одной стороны, композиции, которые не относятся к определенному жанровому типу, но сохраняют традиционные признаки текстовой и музыкальной организации. С другой стороны, это композиции, «в целом основанные на сквозном принципе, однако с рудиментарными чертами песенности в виде спорадических повторов отдельных фрагментов, участков вербального текста с парной рифмовкой» [Там же].
Именно указанные особенности формообразования легли в основу зрелого мадригала. Одной их характерных черт проявления мадригального начала становится большая свобода формообразования, расшатывания стереотипных песенных форм, введение элементов свободных рифм, использование в формообразовании принципов сквозного развития. Происходит внедрение мадригальной стилистики и на других уровнях музыкального языка: в ритмике, интонационном и фактурном строе сочинений, индивидуализации художественных решений. Во фроттольных мадригалах уже в достаточно полной мере дает о себе знать основной признак мадригала, а именно мадригальность «как принцип интонационного воплощения эмоционально-смысловой стороны текста» [2, с. 112].
Одним из главных источников, который определил особенности жанра, стала итальянская поэзия: в течение XVI века мадригал развивался в тесном переплетении с поэтическими жанрами и новыми течениями. Большую роль в его становлении, пропаганде и развитии сыграл теоретик стихосложения Пьетро Бембо, автор многочисленных мадригалов, который по достоинству оценил художественный потенциал жанра. Возглавленное им поэтическое движение, в которое вошли такие поэты, как Джованни Делла Каза, Луиджи Тансилло, оказало значительное влияние на композиторов-современников, привлекая их внимание к мадригалу. Имена этих поэтов вошли в историю развития жанра наряду с именами Якопо Саннадзаро, Лудовико Ариосто, Торквато Тассо, Джованни Батиста Гварини, Данте Алигьери, Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо, Франко Саккетти, творчество которых активно пропагандировалось Пьетро Бембо. Алла Коробова отмечает, что «мадригалу в кружке кардинала отдавали предпочтение среди прочих современных форм национальной поэзии, дистанцируя его под влиянием указанных воззрений от народных истоков и сближая с античной буколической поэзией» [3, с. 82]. Обращение же к высоким образцам авторской поэзии, в отличие от вилланеллы, фроттолы, которые создавались по образцу народных песен, выдвинуло мадригал в ряд элитарных жанров.
Свобода содержания, свойственная поэтической основе ренессансного мадригала, определила особенности музыкального языка и композиционных средств, ставших типичными для мадригала данного периода.
Остановимся на музыкальных принципах воплощения текста в мадригалах XVI века. Как указывает Тамара Ливанова и другие исследователи, музыкальное воплощение стихотворного текста в мадригале может быть сильно индивидуализированным и зависит от поэтического содержания и конкретной художественной задачи, решаемой композитором. Как правило, в зрелом, сформировавшемся виде мадригал представлял собой многоголосную вокальную пьесу полифонического склада, обычно для 4–6 голосов (реже на большее число голосов, вплоть до 10), чаще всего в строфической форме. Свободное, светское содержание позволило композиторам сделать мадригал площадкой для творческих музыкально-композиционных экспериментов в области звукописи, гармонии, формообразования, композиционной и контрапунктической техники, ритма. Кроме того, содержание ряда сохранившихся мадригалов допускает элементы театрализации.
Ведущим принципом формообразования становится сквозное развитие, которое, являясь типичной чертой мадригала, вскоре оказывает непосредственное влияние и на другие жанры. Свобода эмоционального высказывания затрагивает и другие элементы музыкального языка. Так, в центре внимания теоретиков столетия находится проблема хроматизации, которая касается не только интонационной стороны (альтерации). Татьяна Дубравская отмечает, что «круг проблем, затрагивавшихся „хроматистами” чинквеченто, отнюдь не ограничивался только альтерационной хроматикой. С понятием „хроматизм” тогда ассоциировался гораздо больший ряд явлений, включавший, в частности, и явления ритмического характера» [2, с. 112–113].
Предпосылками для появления «хроматизмов» стало стремление композиторов как можно более точно воплощать в музыке интонации человеческой речи. Для этого предписывалось употреблять все интервалы, все возможные варианты звуков, разнообразные ритмические формулы. Так, для систематизации ритмических формул итальянцы вводят несколько видов деления бревиса, которые становятся основой системы мензурации. Ритмическое разнообразие выступает одним из главных средств выразительности итальянского мадригала. Изменчивая ритмика является отличительной чертой необычайно развитой партии верхнего голоса, гибко реагирует на изменения ритмики текста, слоговых ударений, нередкими являются и изменения тактовых делений.
Отдельно необходимо остановиться на особенностях гармонического мышления в мадригалах XVI века. Тенденция к хроматизации становится показательной и в данном компоненте, достигает высшей точки в творчестве Джезуальдо ди Веноза. Основой гармонического мышления эпохи является диатоническая модальность, основанная на основных диатонических ладах. В отличие от классической тональности, в системе которой альтерация аккордов свидетельствует о переходе к новому тональному центру, в системе ренессансной модальности хроматизация происходит двумя способами: во-первых, путем мутации диатонического звукоряда, во-вторых, благодаря заменам минорных трезвучий мажорными и наоборот. Оба эти способа не выводят слуховое восприятие из зоны диатоники, изменяя транспозицию лада, при этом сопряжение отдельных интервалов и аккордов остается диатоническим.
Необычны и особенности склада мадригалов. Несмотря на доминирование трезвучий, доминирующим способом организации остается линеарный, полифонический принцип. Вертикальные созвучия, по фонизму совпадающие с трезвучиями, по своей функции не являются таковыми, так как образуются в результате плавного, горизонтального движения голосов и в современной музыковедческой практике получили названия конкордов. Маргарита Григорьева, рассматривая гармонический язык Карло Джезуальдо, отмечает, что «эта фактура еще не является в полном смысле аккордовой, поскольку необходимый для нее гомофонно-гармонический склад еще не вполне сложился. <…> Появляются и диссонирующие вертикали, правда, еще не как самостоятельные, а как результативные, с участием линейных неустоев (в т. ч. неаккордовых звуков)» [1, с. 6–7].
Среди примечательных музыкальных средств, использовавшихся в мадригалах, необходимо также отметить формирование так называемых «мадригализмов» – элементов звукоподражания, связанных с определенными словами текста. Основанием для появления этих музыкальных элементов стало наличие устойчивых символов, которые на протяжении столетий использовались в религиозной и светской литературе. Так, устойчивыми, повторяющимися в многочисленных мадригалах являются слова «любовь», «страдания», «раны» и т. д., ряд христианских символов («роза», «лилия»), широко используется цветовая символика. Отдельные слова получают конкретные музыкальные формулы: смерть (morte), печаль, боль (dolore), муки (tormenti), несчастный, жалкий (misere) изображаются нисходящим движением, хроматизмами; живой (vivace), весёлый (allegro), жизнь (vita), смех (ride) – быстрыми, мелкими длительностями; слёзы, плач (lacrime, piange), жалобы (lamenti), вздохи (sospiri) – соответствующей интонацией (как правило малосекундовой).
В заключение общего обзора жанровых признаков мадригала необходимо отметить, что в XVI веке в Италии сформировалось несколько центров композиторского творчества в центрах гуманистически ориентированной аристократической культуры. Высокая художественная ценность мадригалов, создававшихся итальянскими мастерами, привлекала внимание композиторов других стран, благодаря чему мадригал получил распространение за пределами Италии, приобретая также национальные особенности. На основе итальянской модели XVI века мадригал получил распространение в Англии (Томас Морли, Томас Томкинс, Джон Уилби, Томас Уилкс), Германии (Иоганн Герман Шейн, Генрих Шютц), Испании (Жоан Брудьё) и других странах Европы. К середине XVII века мадригальный жанр естественно приходит в упадок, а ближе концу этого века исчезает полностью, уступая место кантате и опере.
Таким образом, мадригал XVI века охватывает широкий круг сочинений, основными особенностями которых являются изысканность, глубина содержания, соответствие высоким эстетическим требованиям, рафинированность. Предназначенный для салонного светского музицирования, он стал площадкой для разнообразных экспериментов в области музыкального языка, что обусловило широту палитры сочинений.
ЛИТЕРАТУРА
- Григорьева, М. А. Проблема гармонии в поздних сочинениях Карло Джезуальдо : специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Григорьева Маргарита Александровна ; Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского. – Москва, 2010. – 25 с. – Библиогр.: с. 25. – Место защиты: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского. – Текст : непосредственный.
- Дубравская, Т. Н. История полифонии. Музыка эпохи Возрождения. XVI век / Т. Н. Дубравская. – Москва : Музыка, 1996. – 421 с. – ISBN 5-7140-0227-Х. – Текст : непосредственный.
- Коробова, А. Г. Мадригал в пространстве ренессансного музицирования / А. Г. Коробова. – Текст : непосредственный // Музыка в системе культуры: научный вестник Уральской консерватории. – 2014. – № 8. – С. 80–99.
- Коробова, А. Г. Мадригал как новая carmen pastorale в музыкальном искусстве Ренессанса / А. Г. Коробова. – Текст : непосредственный // Старинная музыка. – 2008. – № 1–2 (39–40). – С. 15–24.
- Лебедев, С. Н. Мадригал (1) / С. Н. Лебедев. – Текст : электронный // Большая российская энциклопедия, 2005–2019. – URL: https://bigenc.ru/music/text/2155004 (дата обращения: 18.04.2023).
- Ливанова, Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года : учебник для студентов теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов : [в 2 томах] / Т. Н. Ливанова ; ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Музыка, 1982–1983. – 22 см. – Т. 1: По XVIII век. – 1983. – 694, [2] с. : нот. ил. – Текст : непосредственный.
- Панкина, Е. В. Формирование мадригальной композиции в поздних собраниях фроттол / Е. В. Панкина. – Текст : электронный // Вестник музыкальной науки. – 2017. – № 3 (17). – С. 5–12. – URL: https://cvberleninka.rU/article/n/formirovanie-madrigalnov-kompozitsii-v-pozdnih-sobraniyah-frottol (дата обращения: 21.04.2023).
Шпак Е. А. Жанровые признаки и эволюция ренессансного мадригала
В статье проанализированы главные жанровые особенности мадригала эпохи Ренессанс. Выделены некоторые содержательные, ритмические, гармонические, структурные особенности. Отмечено большое значение мадригала для развития новых форм музыкального мышления, зарождения текстомузыкальной семантики. Определены основные этапы развития жанра.
Ключевые слова: Ренессанс, мадригал, средства выразительности, жанр.
Shpak Е. А. Genre Features and Evolution of the Renaissance Madrigal
The article analyzes the main genre features of the Renaissance madrigal. Some meaningful, rhythmic, harmonic, structural features are highlighted. The great importance of the madrigal in the development of new forms of musical thinking, in the emergence of text-musical semantics is noted. The main stages of the development of the genre are determined.
Key words: Renaissance, madrigal, means of expression, genre.