К ПРОБЛЕМЕ БЫТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ОБРАЗА: ОНТОЛОГИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

УДК 794.3

Е. Р. Творогова

В данной статье отправной точкой рассуждения о хореографии будет понимание данного вида искусства с позиции его уникальной выразительности, занимающей важное место в культурной жизни человечества. Другими словами, в объективе исследования будет помещена актуальная проблема онтологии выразительности танцевального образа. Актуальность данного вопроса обусловлена обращением современных философов к предельным основаниям человеческого бытия в условиях современного кризиса духовного опыта человека в целом. На наш взгляд, кризис искусства, порожденный необходимостью поиска новых смысложизненных ситуаций и новых способов включения человека в мир, обращает исследователей к проблеме онтологии выразительности как к особому положению и выражению присутствия человека в мире.

Итак, данное исследование выразительности как важнейшего принципа в эстетико-философской мысли нацелено на решение двух задач: 1) теоретическое осмысление онтологического содержания категории выразительности; 2) осмысление специфики бытия выраженного танцевального образа.

Решение поставленных задач будет содержать два смысловых блока. Во-первых, это анализ онтологического подхода, представленного в концепциях Н. Гартмана, Б. Кроче, С. Лангер, П. Тиллиха, М. Хайдеггера. Объединяющей основой идей этих философов стал тезис о том, что выразительность есть необходимая характеристика бытия человека. Во-вторых, это обращение к онтологическому аспекту концепций русских мыслителей А. Ф. Лосева, В. С. Соловьева, С. Л. Франка, П. А. Флоренского. Значение данного подхода, несмотря на различия в системах ученых, состоит в обосновании гуманистических ценностей, затрагивающих фундаментальные проблемы человеческого существования. Созвучная с христианской традицией идея всеединства дает русским философам направление для решения вопроса о выразительности как соотношении внутреннего и внешнего мира.

Итак, перейдем к последовательному изложению идей онтологии выразительности, которые послужат теоретико-методологическим обоснованием исследования бытия танцевального образа.

Эстетика и эмоциональность танца неизменно обращала мыслителей к вопросам бытия танцевального образа. Что делает танец искусством? Как танец создает свою собственную реальность? Каким образом он существует в мире и влияет на нашу жизнь? Поиски ответов на эти вопросы находим в трудах Н. Гартмана. Его взгляды, базируясь на воззрениях Платона и Аристотеля, представляют собой переосмысление онтологии как восстановления «естественной направленности взгляда».

Онтологическая концепция Н. Гартмана основывается на том, что мир состоит из трех уровней: реальности, которая является неизменной и вечной; объектов, которые существуют в этой реальности и имеют свои собственные свойства и отношения; и сознания, которое воспринимает и интерпретирует объекты [7, с. 88]. По сути, представление о проблемах онтологии философ сводит к аристотелевской «формуле» бытия «сущего как сущего», которую «превзойти невозможно», так как здесь говорится об общем способе бытия всех способов бытия, то есть о «бытии вообще» [Там же].

Особое внимание Н. Гартман уделял проблеме выразительности в своей философии. Кроме того, ученый развивал идею «вещности», которая описывает способность объектов быть «вещами» и иметь свои собственные свойства и отношения независимо от нашего восприятия и интерпретации [7, с. 90]. Он считал, что объекты не только имеют свойства и отношения, но и выражают себя через эти свойства и отношения. Выразительность объектов является важным аспектом их вещности, поскольку позволяет нам понимать их смысл и значимость [Там же, с. 96].

Философ утверждал, что выразительность может быть обнаружена в различных аспектах объектов, включая их форму, цвет, текстуру, звук и т. д. Эти аспекты могут быть использованы для передачи определенных эмоций, настроений и значений. Выразительность встраивается в концепцию «незамкнутости» мира, которая означает, что мир не является законченным или полностью понятным для нас. Мир всегда остается открытым для новых интерпретаций и пониманий, в том числе в обнаружении различных аспектов его выразительности [Там же, с. 87–96].

В эстетической теории Н. Гартмана онтологический статус любого художественного произведения определяется проявлением сверхчувственного значения в чувственном материале. Предложенный ученым пошаговый анализ эстетического переживания при восприятии художественного произведения может быть использован как метод изучения танца, причем не только его смысловых единиц, но и их тяготения к смысловой однозначности как фундамента его онтологических оснований.

Далее обратимся к онтологии выразительности Б. Кроче, основным понятием философии которого выступает дух. Эстетическая степень «выражения» – первоначальный этап развития духа [5, с. 60]. Основной мыслью Кроче является то, что выразительность есть философско-эстетическое проявление выражения, т. е. потока, идущего изнутри (оттого-то он и сопрягается с интуицией), духовного и особенного, и ее невозможно свести к функциональным приемам, выражающим своеобразие характера чувственной интенсивности.

Философ в своей онтологии выразительности также затрагивает проблему бытия танцевального образа. Он утверждает, что танец является одним из способов выразительности искусства, который позволяет передавать эмоции и мысли через движения тела.

Б. Кроче подчеркивает, что танцевальный образ существует в момент его создания и восприятия. Он не фиксирован и не статичен, а является динамическим процессом, возникающим и исчезающим во время исполнения танца [3, с. 11]. Танцевальный образ, по мнению ученого, не имеет конкретного значения или интерпретации, а открыт для различных толкований. Он может вызывать разные эмоциональные реакции у зрителей и иметь различную эстетическую ценность в зависимости от контекста и восприятия [3]. На наш взгляд, данные идеи созвучны мысли Н. Гартмана о том, что мир всегда остается открытым для новых интерпретаций и пониманий, в том числе в обнаружении различных аспектов его выразительности.

Таким образом, в онтологии выразительности итальянского философа танцевальный образ – не просто набор движений, а способ передачи эмоций и мыслей через тело. Танцевальный образ есть также возможность обнаружения различных аспектов выразительности бытия в процессе создания и восприятия танца.

В таком ключе строит свои рассуждения С. Лангер в теории «выразительных форм», в которой представлена диалектическая связь формы и чувства в искусстве. Термин «выразительная форма» философ понимает в духе символизма. Причем символ трактуется им как способность мыслить с помощью априорных, рациональных форм, при этом не нуждающихся в предпосылке реального существования объекта [4, с. 125]. Искусство в целом и танец в частности можно отнести к символизму недискурсивного типа, который далек от сходства с реальным, физическим пространством времени. Для танца характерна экспрессивная природа, ее ясный и очевидный выразительный вид.

Еще один немецкий философ, П. Тиллих, настаивал на том, что выразительность в искусстве должна быть связана с онтологическим пониманием бытия. Он считал, что искусство призвано быть способом передачи и осмысления человеческого опыта и существования. Можно сказать, что выразительность в искусстве становится способом понимания мира и себя в нем. В своих работах П. Тиллих подчеркивал, что выразительность не должна быть просто эмоциональной проекцией художника, но должна быть основана на глубоком понимании бытия и его отношения к человеку [1, с. 95].

Завершая обзор зарубежных теорий онтологии выразительности, обратимся к концептуальным идеям М. Хайдеггера, оригинальные взгляды которого объединили феноменологию Э. Гуссерля, герменевтику В. Дильтея и практическую философию Аристотеля. Размышляя о человеческом существовании, М. Хайдеггер утверждал, что бытие не является статичным или фиксированным состоянием, а скорее проявляется в постоянном движении и преобразовании. Понять истинную природу бытия возможно, изучая и понимая его как процесс открытия и раскрытия в искусстве.

Особый интерес для нашего исследования представляют работы позднего периода его творчества, центральной проблемой которых становится проблема «открытости Бытия», его реализации в событиях самого бытия. Мыслителя не удовлетворяет идея ограничения бытия человеческим мышлением и языком как средством мышления. Язык накладывает на мышление ограничения, в результате чего мы уже говорим не о бытии, а лишь о сущем. Бытие же может раскрыть себя только по своей инициативе. Как же бытие может раскрыться и предстать перед нами? М. Хайдеггер отвечает, что только в поэтическом языке, для характеристики которого он использует метафору «дом Бытия». По мнению философа, в этом «доме» живет и танец. Танец обладает особым способом присутствия в мире, который отличается от других форм искусства. Его способ раскрытия бытия не просто в отображении или передаче информации о мире, но и в активном воздействии на восприятие и понимание его [11; 12]. При этом ученый считал, что определяющую роль в восприятии, интерпретации танца играет зритель, который активно наделяет данный вид искусства смыслами и значимостью через свои собственные переживания и ассоциации [Там же].

Отсюда можно сделать вывод, что онтология Хайдеггера относится к его пониманию бытия и существования [2], а танец является одним из способов раскрытия этой онтологии. Танец, по его мнению, представляет собой форму искусства, которая позволяет раскрыть и осознать глубинные аспекты бытия и человеческого существования.

Итак, объединяющей основой теорий онтологии выразительности зарубежных философов является тезис о том, что выразительность есть необходимая характеристика бытия человека. Бытие раскрывает себя по своей инициативе в постоянном движении и преобразовании. Понять истинную природу бытия возможно, исследуя и понимая его как процесс открытия и раскрытия в искусстве. Танец как особый вид искусства обладает особым способом присутствия мира в человеке и выражения человека в мире. При этом мир остается открытым для новых интерпретаций и пониманий, в том числе в обнаружении различных аспектов его выразительности в танцевальном образе.

Обратимся теперь к онтологическому аспекту концепций русских мыслителей конца XIX – первой половины XX века, таких как В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, А. Ф. Лосев и С. Л. Франк. Объединяющим основанием учений русских философов является обоснование ценностей гуманизма, идея всеединства, созвучная христианской традиции, видение проблемы выразительности как связи внешнего и внутреннего миров [5, с. 61].

Рассматривая проблему существования танцевального образа и его взаимодействия с реальностью в контексте философии всеединства, мыслители на первый план своих рассуждений выводят непрерывное чувство трансцендентного бытия за пределами житейского мира. Это, собственно, дает основание считать выразительность категорией онтологии. Важность выразительности в русской философской традиции состоит именно в достраивании, моделировании недостигаемого, несущего становящийся смысл. Как самоутверждение человека в мире, выразительность делает материальный продукт деятельности человека, т. е. произведение искусства, независимым по отношению к объективной реальности [Там же, с. 60].

В концепции В. С. Соловьева данная идея рассматривается в векторе утверждения о том, что благо заключается в целостности, а зло — в раздробленности. Философ считал, что Бог — абсолютная целостность, а человечество и мир стремятся к этому идеалу. Индивидуализация и обособление, по его мнению, являются источником страданий и зла. Он также утверждал неразделимость истины, добра и красоты и подчеркивал, что подлинное искусство не может существовать в отрыве от нравственности и высшего знания. Философ подчеркивал, что танец не должен быть просто механическим выполнением определенных движений [8].

В целом идея положительного всеединства, выдвинутая В. С. Соловьевым и ставшая своего рода русской традицией, была воспринята неклассической культурой, которая ставила перед собой цель соединить реальное и абстрактное, рационализм и интуитивизм как единство космического и земного бытия.

Выразительность в эстетической концепции С. Л. Франка рассматривается как вертикаль, связывающая дихотомию бытия, которая представлена как реальное – трансцендетное, вечное – земное. Выразительность является здесь условием бытия человека в мире, сближающим эти сферы, воссоздающим «непостижимое». Искусство выражает некую конкретную реальность. Причем в этом выражении преодолевается чисто рациональный, отвлеченный смысл, делая жизнь и узнаваемой и таинственной в силу совпадения двух пластов бытия – эмпирического и духовного. Средствами выразительности в искусстве выступают непроизвольные ассоциации идей, образов, эмоций, за счет которых достигается, по выражению Франка, «душеподобность» реальности, т. е. ее осмысленность и внутренняя значимость.

С. Л. Франк считал, что всякое явление искусства есть таинственный способ выразить то, что в отвлеченно-логической форме выразить невозможно. При этом искусство не изолировано от других явлений бытия, существует как неизбежное и неотвратимое свойство окружающего мира.

По логике С. Л. Франка, и художник, и воспринимающий, погружаясь в со-творчество, открываются для понимания бытия и чувствуют самих себя через основания единения, которому способствует искусство. Это возможность прикоснуться к непостижимому через выразительность [10].

Теория выражения и выразительности в реальности и искусстве А. Ф. Лосева имеет уникальное культурологическое значение. Для ученого выразительность есть условие построения эстетики через взаимораскрытие категорий выразительного ряда [6]. «Горизонт понимания выразительности состоит в соотношении смысла с внесмысловой реальностью, существующее смысловое приращение происходит в силу символического характера выразительности» [5, с. 61]. Выразительное бытие всегда есть синтез двух планов – внешнего, наиболее очевидного, и внутреннего, осмысляющего и подразумеваемого. Внутренний план стремится к тому, чтобы самопревратиться, проявиться во внешнем. Выражение есть единство идеи и формы, а выразительность – это принцип, выявляющий суть эстетического.

Понимание выразительности в философии П. А. Флоренского восходит к началу самой философии – удивление перед подлинным, перед явлением ноуменального; удивление, которое заставляет забыть о себе и рождает познание, не разоблачающее объективное, но приобщающее к Истине, являющейся в символическом покрове. Именно конкретность, которая являет себя в обыденном, стала основой для построения метафизики. Конкретность для него означает не отсутствие духовного предмета, ноумена (когда реальность обращается к чувственной данности, к голому эмпирическому факту), но именно конкретный характер этого духовного предмета, обретаемый им за счет его непременной воплощенности в чувственном. Внутренняя суть и внешний облик, духовное и чувственное, ноумен и феномен есть для Флоренского две стороны любого явления, две стороны самой реальности, а отношение, связь этих сторон – главная проблема его философии [Там же].

Идеи Флоренского созвучны современным устремлениям мировой философской мысли от абстрактного системотворчества к конкретности человеческого опыта и ее попыткам укоренения онтологических интуиций в анализе антропологической ситуации [9, с. 241].

Общая установка мыслителя на онтологизацию фундаментальных аспектов человеческого опыта и их использование как основания конкретной метафизики предполагает сближение философского и поэтического языка и обращение к этимологическим интерпретациям для возвращения к начальному смыслу понятий. Это извлечение бытия из небытия, превращение пустоты несуществования в реальность предметного мира, что возможно лишь в мгновении называния, когда дается имя предмету и он начинает существовать [Там же, с. 242].

Таким образом, онтологический подход русских философов для анализа выразительности в контексте неклассической культуры представляется более чем актуальным и значимым, главной особенностью его является постижение целостного понятия человека и бытия. Рассмотрение концепций С. Л. Франка, В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, А. Ф. Лосева позволяет выделить основные подходы к проблеме выразительности и определить ее категориальный статус как необходимую форму взаимодействия человека и бытия.

Актуальность методологии русских философов применительно к проблеме выразительности в современной культуре состоит в том, что краеугольным камнем их мировоззренческих конструкций является идея духовности искусства. Поиски обоснований выразительности танцевального образа нацелены на выявление возможностей искусства в процессе овладения «новой духовностью».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ворохобов, А. В. Философско-антропологический анализ эссенциальной структуры человеческого бытия в творчестве Пауля Тиллиха / А. В. Ворохобов. – Текст : непосредственный // Философия и культура. – 2017. – № 10. – С. 87–96.
  2. Киселева, Е. С.  «Онтологический ракурс» философских концепций С. Л. Франка и М. Хайдеггера / Е. С. Киселева. – Текст : непосредственный // Социум и власть. – 2013. – № 4. – С. 20–25.
  3. Кроче, Б. Эстетика как наука выражения и как общая лингвистика / Б. Кроче ; [перевод с итальянского В. Яковенко]. – Москва : Издание М. и С. Савашниковых, 1920. – 86 с. – Текст : непосредственный.
  4. Лангер, С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства / С. Лангер ; перевод с английского С. П. Евтушенко ; общая редакция и послесловие В. П. Шестакова. – Москва : Республика, 2000. – 287 с. – Текст : непосредственный.
  5. Логинова, М. В. Выразительность как категория культурного бытия / М. В. Логинова. – Текст : непосредственный // Вестник ВятГУ. – 2007. – № 17. – С. 58–61.
  6. Лосев, А. Ф. Форма. Стиль. Выражение / А. Ф. Лосев ; [послесловие В. В. Бычкова, М. М. Гамаюнова]. – Москва : Мысль, 1995. – 944 с. : портр. ; 21 см. – (Библиотека «Философское наследие»). – ISBN 5-244-00795-5. – Текст : непосредственный.
  7. Пископпель, А. А. «Критическая онтология» Н. Гартмана и психическая реальность / А. А. Пископпель. – Текст : непосредственный // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 5. – С. 210–222.
  8. Порус, В. Н. Онтология культуры В. С. Соловьёва / В. Н. Порус. – Текст : непосредственный // Соловьевские исследования. – 2009. – № 3 (23). – С. 4–13.
  9. Самарина, Т. А. Онтологические основы теории искусства (П. А. Флоренский и Г. А. Габричевский) / Т. А. Самарин. – Текст : непосредственный // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2008. – № 60. – С. 239–244.
  10. Франк, С. Л. Непостижимое : Онтологическое введение в философию религии / С. Л. Франк. – Текст : непосредственный // Сочинения / С. Л. Франк ; вступительная статья, составление, подготовка текста и примечания Ю. П. Сенокосова. – Москва : Правда, 1990. – С. 183–559.
  11. Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления / М. Хайдеггер ; составление, перевод, вступительная статья, комментарии и указатели В. В. Бибихина. – Москва : Республика, 1993. – 447 с. – ISBN 5-250-01496-8. – Текст : непосредственный.
  12. Хайдеггер, М. Положение об основании. Статьи и фрагменты / М. Хайдеггер ; [перевод с немецкого О. А. Коваль]. – Санкт-Петербург : Алетейя, 1999. – 289 с. ; 21 см. – (Метафизические исследования : Прил. к альм.). – ISBN 5-89329-078-X. – Текст : непосредственный.

Творогова Е. Р. К проблеме бытия танцевального образа: онтология выразительности

Статья посвящена исследованию взаимосвязи между танцевальным образом и проблемой бытия, а также рассмотрению онтологического аспекта выразительности в танце. Автор анализирует, как танцевальный образ существует и проявляется в пространстве и времени, взаимодействует со зрителем и исполнителем. Онтологический подход позволяет рассмотреть танец как форму искусства, которая способна передавать эмоции, мысли через движение. Статья также освещает вопросы о том, как танцевальный образ может быть интерпретирован и понят зрителем и как он может влиять на эмоциональное состояние человека. Исследование предлагает новый взгляд на проблему бытия танцевального образа и расширяет понимание роли танца в искусстве и культуре.

Ключевые слова: танцевальный образ, выразительность, онтология, проблема бытия, танец.

 Tvorogova E. R. On the Problem of the Existence of a Dance Image: Ontology of Expressiveness

The article is devoted to the study of the relationship between the dance image and the problem of being, as well as consideration of the ontological aspect of expressiveness in dance. The author analyzes how the dance image exists and manifests itself in space and time, interacts with the viewer and performer. The ontological approach allows us to consider dance as an art form that has its own existence and responsibility for emotions, thoughts through movement. The article also raises questions about how a dance image can be interpreted and understood by the viewer, and how it can affect their emotional state. The study offers a new look at the problem of the existence of a dance image and corrects the understanding of dance in art and culture.

Key words: dance image, expressiveness, ontology, problem of being, dance.