(С. В. Деба) История формирования полиэтнической среды луганщины

УДК 130.2.78.01

Полиэтничность населения Луганщины актуализирует поиск путей равноправного сосуществования и развития различных национальных культур. По результатам Всеукраинской переписи населения за 2001 год, в Луганской области проживают представители 123 национальностей и народностей. Как сообщило Луганское управление статистики, в национальном составе населения Луганщины преобладают украинцы – 1 млн 472,4 тыс. человек (58% от общего количества жителей). На втором по численности месте русские. Также среди господствующих национальностей и этносов можно назвать евреев, турков, азербайджанцев, поляков. Интерес к ним вполне доказуем. В первую очередь, в этнической культуре сконцентрирован культурный и жизненный опыт народа, который играет особую роль в процессе межэтнических коммуникаций. Кроме того, культурные особенности этноса позволяют объяснить специфику поведения людей в различных ситуациях.

Важнейшая роль в процессе изучения, сохранения и развития культуры этноса в современном обществе принадлежит образованию, в частности сферам культуры и искусства. Основные задачи – возрождение культурного потенциала этносов и сохранение его посредством развития межэтнической толерантности, что напрямую зависит от степени гармонизации культурных интересов этноса и многонационального окружения.

Объектом настоящей статьи является полиэтническая среда Луганщины как стратификационная модель многонационального общества на небольшой по размерам территории. Термин «стратификация», изначально заимствованный из геологии, с первой половины ХХ был распространен в социологии. Впервые он был использован  русско-американским социологом Питиримом Сорокиным в его четырехтомнике «Социальная и культурная динамика» [6]. В музыкальной науке, в частности в фольклористике и этномузыкознании, этот термин впервые появляется в статьях и книгах украинского фольклориста Софии Грицы [2; 3], где она предлагает трехуровневую классификацию украинского фольклора. Автор предполагает использование данной терминологии относительно исследования народного творчества на Луганщине.

Предмет статьи можно обозначить как процесс становления и формирования этнических культур Луганщины. Собственно, актуальность статьи определяется новизной постановки темы – рассмотрение исторических этапов формирования многонационального конгломерата и этнических коммуникаций на территории Луганщины. Безусловно, история заселения Донецкого бассейна в целом, как и отдельно Луганского региона, уже была описана. Но все же труды известных нам авторов направлены на рассмотрение исторических этапов в условиях развития социальных, экономических, политических процессов. Так, например, В. Башкина и А. Поболелов рассматривают формирование Луганского региона в условиях становления пролетарских взаимоотношений [1], хотя пишут и о развитии искусства в ХХ веке. Но они вовсе не затрагивают народные традиции, которые во многом формируют взаимоотношения людей, уровень их социальной общности. Другие же авторы, напротив, рассматривают этнические традиции отдельных народов, но не касаются условий их сосуществования с другими народами [7 – 12].

Отсюда вытекают определенные цели исследования, направленные на рассмотрение истории формирования полиэтнической среды Луганщины, определение уровня развития ведущих этнических групп. Основную задачу автор определяет как обозначение ведущих и наиболее многочисленных этносов для дальнейшего исследования их этномузыкальных особенностей в условиях межэтнического общения различных национальных групп.

Поликультурная среда, окружающая личность и влияющая на ее развитие, является отражением всех условий жизни населения: места этнического происхождения и проживания, поведения и традиций людей. Межэтническая коммуникация соседствующих народностей сообщает свои особенности. Помимо дружеского соседства этносы могут находиться и в условиях конфронтации. Установление диалога межэтнического общения предоставляется возможным лишь тогда, когда каждый из ее субъектов, осознавая свою самоценность и самодостаточность, видит, понимает и принимает ценности другого. Если же уровень межэтнического общения низкий – это может привести к следующим явлениям: этноцентризм, культурный национализм, культурный тоталитаризм. Все это негативно влияет на уровень развития национальных культур, а так же субъективной самоидентификации в поликультурной среде.

Успешное развитие культуры межэтнических коммуникаций зависит от гармоничного развития отношений между различными национальными группами. Путь к взаимопониманию проходит через чувственную составляющую, умение видеть в человеке, вне зависимости от национальности и вероисповедания, носителя общечеловеческих ценностей: добра, уважения, любви, высокой нравственности и духовности. Это понимание и есть результат культуры межэтнического общения.

Фольклор как устное музыкальное и поэтическое народное творчество нельзя рассматривать изолированно от иных проявлений духовной культуры. Народная поэтика переплетается с различными сферами народного искусства. Сценическое выражается в обрядовых действиях, в театральности, сопровождающей исполнение сказок, былин, песен, постановки вертепа. Хореографическое искусство находит отражение в народных плясках, танцах и хороводах. Вместе с тем народное творчество не может быть изучено без помощи лингвистики, без изучения определенного диалекта, присущего отдельной национальной группе и с помощью которого создаются устно-поэтические произведения.

У каждого этноса формирование культуры происходило разностепенно и индивидуально, что обусловлено специфическими условиями существования, их историей, условиями их расселения на территории отдельного региона. История формирования полиэтнической среды нашего края началась относительно недавно. В XV – XVI веках ужесточение крепостничества в Российском и Польско-Литовском государствах привело к массовому бегству крестьян и посадских людей за пределы этих государств. Местами их поселений в первую очередь стали незанятые земли южной и юго-восточной окраин России и Украины, в основном по рекам Днепр, Дон, Яик и их притокам. К концу ХVI века сформировались две области, объединившие казачество. Первая – Запорожская Сечь, в основном, состояла из этнических малороссов. Другая область – донские казаки, состоявшие из местного населения (потомки половцев, хазаров, печенегов, болгар, монголо-татар и других кочевников), русских (известных тогда под названием «черкасы»), а также беглых крестьян из Московии. Земли нынешней Луганщины более двух столетий были полем боя запорожских, а позже слободских казаков с татарскими ордами. Некоторые казаки проживали на территории края постоянно.

Каменный Брод на реке Лугани (ныне – Каменнобродский район) – старинная казацкая местность. Первые упоминания о поселении в этой местности датируются 1740 годом. Например, село Вергунка было названо по имени казака Вергуна. Как свидетельствуют авторы книги «Луганск в трех столетиях» Башкина и Поболелов, в 1740 – 1750 годах в зимовниках проживало несколько малороссийских семейств. А в 1755 году к ним на постоянное место жительства присоединились около 100 семей из православных переселенцев, перешедших в подданство России. В это же время здесь поселилось и несколько выходцев из Польши. Селение стало именоваться ротой и получило название казенного селения. В 1752 — 1754 годах царская власть отдает земли по Северскому Донцу до Лугани под новую структуру — войсковые поселения. Для этого были приглашены выходцы из Сербии и других балканских стран. Было создано 16 рот. Все они поселились в уже существовавших зимовниках, слободах и станицах. Эти поселения получают название Славяносербия. Но уже в 1764 году ее территория включена в состав Новороссийской губернии. В эти годы в состав войска помимо наиболее многочисленных сербов входили волохи, молдаване, венгры, болгары, македонцы, греки. Многие мигрировали во время революции 1917 года. Остальные продолжают жить здесь до наших дней.

Уже на начальном этапе заселения современной Луганщины складывается многонациональный конгломерат. Количественное преимущество у русских и малороссов. В основном, это были донские и запорожские казаки. Основным родом их фольклора был эпос: здесь и былины, и исторические песни, и походные. В центре их сюжетов нередко были определенные персоналии: народные герои и цари. Казаки, как и многие жители региона, были православные. Следовательно, это наносит отпечаток на содержание народной поэтики. Так же казаки были призваны служить царю. Они почитали государя, складывая о нем стихи и песни. Поскольку донские казаки жили и сражались «бок о бок» с Запорожцами (даже не смотря на конфронтацию между ними) – поэтика их песенных жанров находит все больше общих образов. Так в текстах песен донских казаков воспевают Днепр, Славутич. А запорожские казаки наоборот поют о Доне Ивановиче.

Участившиеся нападения татар грозили разрушением края. Помимо формирования стратегически важных военных единиц, для скорейшего заселения и хозяйственного освоения этих земель побудила правительство принять определенные меры в процессе упорядочения заселения юга. Результат – это утвержденный Екатериной II «План о поселении в Новороссийской губернии». Населению края предоставлялись различные льготы, беспошлинный вывоз и ввоз из-за границы различных товаров и продуктов. Кроме того, оно не набиралось в принудительном порядке в рекруты. Обещая вознаграждение за службу, правительство приглашало запорожских казаков и иностранцев вступать в гусарские и пикинерные полки.

В 1763 году на Дону была проведена перепись, по результатам которой было выявлено 20422 малороссов мужского пола, из них 1546 – казаки и подпомощники, которых выслали в родные места, а 10876 свободных казаков, преимущественно переселенцев из Запорожской Сечи. Украинское население на Дону росло за счет естественного прироста и притока переселенцев из близлежащих районов Слободской и Левобережной Украины. Уже в 1782 г. здесь насчитывали 54628 этнических украинцев [5]. Несмотря на свое социально-подчиненное положение в казачьей среде и необходимость платить налог, мигранты оставались лично свободными, «вольными». Вследствие естественных процессов они принимали и перенимали традиции и обряды, органично переплетая их со своими. Таким образом, на этих территориях продолжал существовать полиэтнический состав населения. Поскольку прирост населения осуществлялся так же за счет естественных процессов, мы можем говорить о формировании свадебного обряда, как музыкально-сценического театрализованного действия, в условии развития межэтнических коммуникаций.

С 1795 года началась новая волна заселения в связи с подписанием Екатериной II Указа «Об устроении литейного завода в Донецком уезде при реке Лугани и об учреждении ломки найденного в той стране каменного угля» [1, с. 13]. Вместе со своими семьями начинают переезжать рабочие с Херсонского, Кременчугского, Липецких и Олонецких заводов. Для специалистов из Англии специально строят ряд домов (ныне – улица В. Даля). Помимо промышленности развивается и сельское хозяйство. Большая потребность в рабочей силе вынуждала помещиков переводить сюда своих крестьян из центральных губерний. Многие переселенцы были «стихийными»: вольные казаки, выходцы из перенаселенных губерний – из Полтавской, Черниговской, Курской, Тульской; беглецы – поляки, военнопленные – турки и татары, пришлые цыгане, армяне, евреи. Правительство также переселяло крестьян, военных, арестантов, отбывающих наказание.

К началу ХIХ века в национальном составе будущей Луганской области преобладали украинцы и русские. Проживали здесь и многочисленные этнические группы: сербы, болгары, греки, евреи, армяне, молдаване, валахи, грузины, немцы, поляки, калмыки, цыгане. Каждый народ, имея свои отличительные особенности, вносил вклад в хозяйственную и культурную жизнь края. Длительное совместное проживание и смешанные браки вели к сглаживанию национальных различий, к улучшению социокультурной межэтнической коммуникации, возникновению общих местных особенностей, которые ярко проявились в языке и культуре донского казачества. Например, сам по себе факт распространение жанра былины (скоморошины) свидетельствует о прямой связи между культурой новгородцев и культурой донских казаков. Таким образом, донские былины совмещали  реалии казачьей жизни более позднего времени с фольклорными традициями русского народа, уходившими своими корнями в далекий киевский период истории, во времена русской культуры средневековья. Так же есть явные черты влияния тюркских народов. Например, главная часть одежды донских казачек – кубилек, сшитый из парчи, имел форму татарского кафтана.

Во второй половине XIX века на территории региона развивается горнозаводская промышленность, прокладываются железные дороги и в связи с этим начинается интенсивное заселение области. Быстро вырастают шахты, рудники, металлургические и металлообрабатывающие заводы. В этот период по темпам прироста населения Луганск занимал третье место в России после Баку и Екатеринослава. В этнографическом составе населения доминировали русские и украинцы (88%), далее еврейская община (9%), остальных наименьшее количество.

Несмотря на все сложности общественно-политической жизни накануне Первой мировой войны, образование и культура в крае получили дальнейшее развитие. Уровень культуры не только помещиков, но рабочих и крестьян, был достаточно высок. Луганск был культурным центром уезда, что сыграло значительную роль в формировании  национального самосознания. Культура и искусство развиваются в условиях межэтнических коммуникаций. Ярким свидетельством этого является выпуск еженедельных журналов – «Гапрохим», «Цветник Иудеи» и «Южный Израиль», газет «Донецкая жизнь» и «Донецкий бассейн», ежегодного справочника «Весь Луганск в кармане», «Листок объявлений Славяносербского земства», «Славяносербский уездный общественный раввин».

Первая половина ХХ века – противоречивое время. Но даже в условиях социальных и экономических трудностей, политических репрессий, религиозных стеснений народное творчество не стоит на месте, а продолжает развиваться. Появляются революционные и эмигрантские песни, в пролетарской среде находит отражение юмористический жанр частушки. Уникальное явление народной музыкальной культуры середины ХХ века – бардовская песня, как новый виток развития жанра городского романса.

В советское время развитие культуры тогда еще Ворошиловградской области (1938 – 1990 годы) происходило в условиях тоталитарного режима советских властей. Но все же национальный колорит Луганщины сохранил свою этническую неповторность и уникальность. Например, об этом нам сообщает такой художественный прием как русско-украинское двуязычие, который является отличительной особенностью многих образцов поэтического и песенного жанров народного творчества. Такой эстетический феномен придает дополнительную экспрессию. Обратное явление – не общность, а различие между русским и украинским фольклором – мы наблюдаем в отношении лада. Русские лирические песни тяготеют к диатонике. В большинстве известных автору напевов встречаются натуральный минор (чаще всего), дорийский, фригийский, натуральный мажор, миксолидийский лад. А вот в украинских песнях наблюдается частое использование хроматизмов, гармонического вида минора, реже сочетание натурального минора с дорийским и фригийским. Но и относительно интонаций в русском и украинском фольклоре есть общие качества – это повышение или понижение с основного звука на четверть тона, а иногда и на меньшее расстояние.

Необходимо отметить, что вышеописанный исторический процесс заселения Луганщины формирует определенную стратификационную модель развития национальных культур, где есть ведущие национальные группы, которые доминируют в первую очередь своей численностью. Но вместе с тем народности менее значительные по своему количеству также сообщают нам высокий уровень самоопределения, культурных, духовных и нравственный ценностей, присущим определенным этносам.

Начиная с 90-х годов ХХ века уровень самосознания и самоидентификации растет. Об этом свидетельствует действие на территории региона 39 национально-культурных общественных организаций, создание  этническими меньшинствами «национально-культурных», «национально-просветительных» и «национально-благотворительных» обществ. В состав Ассамблеи народов Луганщины входит представители 20 наиболее активных национально-этнических общественных организаций региона [4]. Статистикой этих содружеств занимается Центра народного творчества. Он принимает участие в общественных мероприятиях, устраивает выставки декоративно-прикладного творчества различных национальных групп, выпускает сборники песен, организовывает и проводит конференции и семинары в различных сферам народного творчества. Работа Центра народного творчества (далее – ЦНТ) направлена на возрождение национальных культур, всестороннее развитие самодеятельного творчества. Всеми национально-культурными обществами систематически проводятся мероприятия, посвящённые знаковым датам, связанным с их исторической Родиной, куда входят помимо календарных и религиозных также и народные праздники.

Согласно материалам ЦНТ, на территории Луганска и соседних городов сложились наибольшие по численности и по активности, целостные этнографические сообщества. «Русская община Луганской области», армянское национально-культурное общество «Крунк», еврейский благотворительный центр «Хесед-Нер», на базе которого существует специализированная школа І – ІІІ ступеней «Бейт-Менахен», в которой помимо стандартных учебных дисциплин изучают традиции еврейского народа, иврит, еврейскую историю. Поляки Луганщины объединяются в несколько организаций: союз поляков «Полонез», Центр польского языка, культуры и связей «Краковянка» (г. Стаханов), областное общество любителей польского языка и культуры «Варшава» им. М. Река. В некоторых организациях основательно стали обращать внимание на знание родного языка, без чего невозможно в полной степени овладеть культурой этнической Родины. В результате этого организовывают воскресные курсы, поэтические конкурсы. Среди инициаторов грузинский благотворительный фонд «Центр грузинской культуры», областное общество греков «Форос», «Общество греков «Эллада»». Повышением уровня самодентификации также занимаются культурно-просветительское общество немцев «Видергебурт», городская общественная организация татар «Туган тель» (г. Стаханов), национально-культурное общество «Дагестан», Ведическое общество украинско-индийской культуры. С развитием уровня образования, с открытием новых институтов в Луганск приезжают на обучение студенты из Китая и стран Африки, которые также привозят свои культурные и духовные ценности, организовывают свои общины. Так, например, появилась Африканская национальная община.

Для такого количества разный уникальных культур, собранных на одной небольшой территории, все же есть общие объединяющие их в более крупные группы, условия. Это наличие разных религиозных храмов: православные церкви Московского и Киевского патриархатов, Украинская греко-католическая церковь, синагога, Римско-католическая церковь, мусульманская мечеть и протестантские приходы, Буддийский центр Школы Карма Кагью.

Помимо национальных праздников, в Луганске проходят мероприятия, связанные с межнациональными историческими событиями. Так, например, в 2015 году по инициативе армянского национально-культурного общества «Крунк» был проведен цикл мероприятий, посвящённый Геноциду армянского народа 1915 года. Круглый стол «Геноцид – уроки истории» прошёл в Луганской научной универсальной библиотеке им. М. Горького. В нём приняли участие представители Совета министров ЛНР, Министерства культуры, общественная организация «Общество греков «Эллада»», Луганский еврейский благотворительный центр «Хесед-Нер», Союз поляков «Полонез» и другие.

В культурной жизни Луганщины в условиях межэтнических коммуникаций большое значение принадлежит профессиональным и аматорским коллективам, чей репертуар включает музыкально-поэтические, танцевальные, инструментальные и драматические жанры народного творчества. По данным Центра народного творчества, на Луганщине их насчитывается более 100, из них около 40 работают на базе национально-культурных обществ. Перечислим наиболее активные коллективы: народный фольклорно-этнографический ансамбль «Игрушка» (Союз поляков «Полонез»), ансамбль танца «Барвинок» (областное общество любителей польского языка и культуры «Варшава» им. М. Река), детский театр эстрады «Форте, маэстро» г. Луганск (Луганская еврейская община), фольклорно-этнографический ансамбль «Аюшка» (г. Красный Луч), народные вокальные коллективы «Луганские узоры», фольклорно-этнографический ансамбль «Дон», «Былина» (г. Лугутино), «Мрия» (с. Роскошное) и многие др.

Исходя из личного опыта исследовательской фольклористической практики, нужно отметить, что репертуар украинских и русских фольклорных коллективов продолжает тенденцию русско-украинского двуязычия, как художественного феномена слияния двух культур. Например, представители фольклорного коллектива «Мрия» исполняют и русские, и украинские народные песни, в поэтическом тексте которых происходит взаимное вкрапывание русско-украинских слов. При этом сами участники, вне зависимости от места рождения и от своей национальной принадлежности, владеют обоими языками и не дифференцируют жанры своего репертуара. Что касается вокальных коллективов, представителей музыкального фольклора донского казачества, то в их творчестве наряду с русскими иногда присутствуют и песни на украинском языке.

На Луганщине русский музыкальный фольклор представлен следующими жанрами: обрядовые свадебные песни (в том числе плачи-причитания), хороводные, плясовые, лирические протяжные, социальные, бытовые, песни-романсы, баллады. Среди украинских жанров наибольшее распространение получили обрядовые свадебные (в особенности «ладкання»), календарно-обрядовые (чаще всего «меланки»), лирические. Псалмы, шуточные, частушки, в меньшей степени исторические песни присутствуют и в русском, и в украинском фольклоре. Кроме русского и украинского диалектов на Луганщине выделяют и третий вид музыкального диалекта – казачий донской. Среди жанров в нашем регионе сохранились следующие образцы казачьего фольклора: походные песни о защите Отечества в разные исторические времена, лирические, шуточные, свадебные, хороводные, плясовые песни и эпико-новеллистическая песня «Поехал казак во чужбину». Художественно-выразительные приёмы, характерные для казачьих песен, перекликаются с русскими: эпитеты, сравнения, синонимические повторы, параллелизм, символика.

Безусловно, эти три большие культуры взаимодействовали, взывая к жизни общие стилевые и музыкально-интонационные особенно песенного фольклора. В первую очередь, складываются общие типы мелоса – от  речитативного, свойственного некоторым жанрам русских и казачьих песен, до широко распевного в лирических песнях. Ладотональная система представлена широкой палитрой от примитивных узкоамбитусных ладов до развитой диатоники. Ритмика варьируется от устойчивых слогочисловых формул в плясовых и частушках до свободного метроритма в некоторых казачьих песнях. Все песни можно классифицировать по количеству голосов на одноголосные и многоголосные. Украинские песни чаще всего написаны в гетерофонной манере. А русские, напротив, часто содержат элементы подголосочной полифонии.

Таким образом, мы рассмотрели, что на территории Луганского края находится многонациональный конгломерат культур, каждая из которых является самобытной, имеет свои яркие индивидуальные качества. Они определяются особым уровнем духовности, нравственности, особенностями быта и деятельности, условиями исторического формирования и расселения.

Каждая этнокультура является частью мировой культуры. Межэтнические коммуникации способствуют созданию и укреплению общечеловеческих духовных ценностей. С одной стороны, каждая народность весьма самобытна и особенна. А с другой – культурный уровень этносов отражает достижения общечеловеческой мысли. Мировосприятие и национальная традиция, религия и этнопсихология, вытекающие из них идеалы и культурные модели – вот та среда, в которой формируются духовные, нравственные и эстетические запросы человека, особенности его мировоззрения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Башкина В. Я. Луганск в трех столетиях / В. Я. Башкина, А. И. Поболелов. – Луганск : Максим, 2012. – 140 с. : ил.
  2. 2. Грица С. Музичний фольклор: Стратифікація українського музичного фольклору / С. Грица // Українці : іст.-етногр. моногр. Кн. 2. – К. : Вид-во Держ. музею-заповідника гончарства в Опішному, 1999. – 742 с.
  3. Грица С. Трансмісія фольклорної традиції: Етномузикологічні розвідки / С. Грица. – К. – Т. : Астон, 2002. – 236 с.
  4. Жданова Г. П. Краеведческие аспекты проблемы культуры национальных меньшинств Луганщины на рубеже ХХ – ХХІ столетий [Электронный ресурс] / Г. П. Жданова. – Режим доступа :

www.library.lg.ua/rus/izdaniya_materiali.php?filename=2011_04_21_11_10_14.html&name

  1. 5. Летопись Донбасса. История Луганского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа :

http://donbass.name/3268-istoriya-luganskogo.html

  1. 6. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонова. — М. : Политиздат, 1992. — 543 с.
  2. Теремова Т. И. Народно-песенное творчество Луганской области и проблемы его изучения / Т. И. Теремова // Луганщина : етнокультурний вимір. – Луганськ : Альма матер, 2001. – 360 с.
  3. Теремова Т. І. Музичне краєзнавство як складова частина етномузикології / Т. І. Теремова // Педагогічні пошуки в галузі мистецької освіти в Україні на межі третього тисячоліття: традиції, сучасність, перспективи : зб. матеріалів Другої Всеукр. наук.-практ. конф. – Луганськ : Шико, 2003. – 312 с.
  4. Теремова Т. І. Музичний фольклор в етнокультурному просторі Луганщини / Т. І. Теремова // Методологічні особливості формування професійних якостей студентів : зб. наук. пр. – Х., 2004. – 404 с.
  5. 10. Теремова Т. І. Народна творчість в контексті регіонального фольклору / Т. І. Теремова // Сучасна мистецька освіта: реалії та перспективи : зб. матеріалів Всеукр. наук.-практ. семінару. – Суми, 2003. – 345 с.
  6. ТеремоваТ.И. О современном состоянии изучения музыкального фольклора на Луганщине / Т. И. Теремова // Аутентичный фольклор: проблемы изучения, сохранения, преемственности : сб. материалов ІІІ Междунар. науч.-практ. конф. – Минск, 2009. – 387 с.
  7. Теремова Т. И. Пісенний фольклор Луганщини / Т. И. Теремова // Українські народні традиції в культурі ХХ століття : зб. матеріалів Міжнар. наук.-практ. конф. – Донецьк, 2000. – 254 с.

 

ДЕБА С. В. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ЛУГАНЩИНЫ

В статье рассматривается история и статистика заселения Луганщины различными этническими группами, а также их влияние на межэтнические коммуникации в условиях многонационального региона. Анализируется проблема межкультурного взаимовлияния различных национальных групп в полиэтнической среде Луганщины.

Ключевые слова: этнос, культура, Луганск, традиция, стратификация.

 

DEBA S. V. HISTORY OF THE FORMATION OF A MULTI-ETHNIC ENVIRONMENT OF THE LUGANSK REGION

The article discusses the history and statistics of the various ethnic groups settlement in Lugansk region and their influence on interethnic communication in the multi-ethnic region. The problem of intercultural interaction of different ethnic groups in multiethnic environment of the Lugansk region is analyzed.

Key words: ethnos, culture, Luhansk, tradition, stratification.