ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКИХ ШКОЛАХ ИСКУССТВ

УДК 372.87

О. Н. Потемкина, Н. О. Сыроватко

На современном этапе развития общества большое значение приобретает облик всесторонней гармонично развитой личности, возведение человека к нормам духовности и морально-нравственным идеалам, образцам эстетичной направленности, где культурное воспитание имеет огромное значение. В связи с этим сегодня выдвигаются серьезные требования к системе образования. Важнейшей составляющей образовательного пространства Луганской Народной Республики является дополнительное образование детей, где одной из составляющих целостной системы эстетического воспитания являются школы искусств.

Как известно, учреждения дополнительного образования решают задачи как ранней профессиональной ориентации учащихся в сфере искусства, так и общеэстетического развития личности через реализацию учебных программ, которые формировались, дополнялись и корректировались фактически на протяжении всего ХХ века. В них нашло отражение все лучшее, что было разработано в области методик преподавания различных видов искусства – содержание, методы, приемы и технологии обучения.

Хореографическое образование как процесс целенаправленной передачи культурного наследия является весомым фактором развития общества. Чем выше его развитие, тем сложнее и эффективнее функционирующая в обществе система образования.

На сегодняшний день хореографическое образование наряду с другими отраслями развивается и совершенствуется. Социальные изменения, прошедшие в последнее десятилетие, предопределили важность использования информационных технологий в образовательном процессе, что играет огромную роль в развитии и становлении обучающихся.

В хореографическом обучении взаимодействие традиционных и инновационных методов позволяет педагогу осуществить научно обоснованный выбор оптимальных форм организации учебно-творческого процесса обучающихся.

Далее рассмотрим понятия «традиция» и «инновация».

В Большой Российской энциклопедии дается следующее определение: традиция (от лат. traditio – передача; предание) – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. [2].

Под традициями в образовании следует понимать устоявшиеся элементы содержания, средств и технологий обучения и воспитания, которые передаются из одного поколения работников образования к другому.

Подчиняясь закономерностям общей педагогики, в хореографическом обучении педагогика опирается на дидактические принципы воспитывающего обучения, научности и доступности учебного материала, наглядности при изучении нового материала, прочности знаний, умений и навыков, активности творческой деятельности учащихся, их самостоятельности, связи учебного материала с жизнью и интересами учащихся [6, с. 201].

Хореографическое образование – это прежде всего система сохранения традиций, которой учащиеся овладевают в процессе обучения, привнося при этом свое собственное осмысление, понимание и своеобразие. Целью является формирование основы, фундамента предпрофессиональной хореографической культуры, включая интеллектуальную, нравственную, эстетическую, художественную культуру личности. Понятие «хореографическая культура» в широком смысле слова является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов, обусловленных историко-культурологическими потребностями общества.

Развиваясь на протяжении почти двух столетий, хореографическое образование сформировалось в устоявшийся комплекс, в котором логически обоснован ступенчатый характер обучения с учетом возрастных, психофизических возможностей обучающихся.

В традиционной педагогике хореографического обучения различают словесный, наглядный и практический методы обучения. В учебном пособии Г. В. Бурцевой представлено следующее определение: «Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и руководимых им учащихся, при помощи которых наилучшим образом усваивается учащимися музыкально-хореографический материал, прививаются танцевальные навыки, формируется и развивается у них эстетический вкус и хореографические способности» [3, с. 174].

Каждый метод состоит из определенных педагогических приемов педагога и обучаемых. Прием обучения, в отличие от метода, направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Следует отметить, что все эти методы в процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

В дидактике существует несколько классификаций методов обучения.

Словесные методы обучения – это объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут. Рассказ – это изложение учебного материала, применяемого для последовательного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. Ведущая функция данного метода – обучающая.

Практические методы обучения. Их используют с целью формирования практических, трудовых умений и навыков путем выполнения систематических осознанных упражнений и действий. Основными практическими методами обучения являются упражнение, экспериментирование. Упражнение – многократное повторение детьми практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям у детей формируются разнообразные умения и навыки. Значительная часть содержания обучения может быть усвоена ребенком посредством упражнений.

Метод танцевального показа – это способ, при котором педагог демонстрирует упражнение или комбинацию и, соответственно, анализирует их. Анализ – это разложение комбинации, элемента на составные части. Синтез – объединение их. Демонстрация хореографического материала педагогом осуществляется в соответствии с определенной задачей. Неправильно поступает педагог, который вначале показывает движение, а потом сообщает учащимся, какую учебную задачу он при этом ставил, так как, наблюдая движение, учащиеся многое оставляют вне поля своего внимания, их наблюдение не имеет целенаправленности. Педагог заранее продумывает порядок показа и пояснение упражнений, учитывая состав учащихся, их возраст, хореографический опыт и уровень общего развития.

Наблюдение учащихся представляет собою целенаправленное, планомерное, выборочное и относительно длительное восприятие танца и его элементов. Оно формирует правильное наглядно-образное представление и активизирует музыкально-хореографическую деятельность.

Методика ведения урока включает такие основные компоненты, как музыкальное оформление, показ и рассказ, методические замечания, темпы урока. Музыкальное сопровождение считается методическим приемом. Рассчитывать на то, что обучающиеся сами научатся чувствовать музыку, нельзя. Педагог своими пояснениями должен помочь им приобрести умение согласовывать свои движения с музыкой.

Музыкальное оформление урока заранее готовится концертмейстером под руководством педагога. Педагог составляет к уроку список упражнений с указанием характера, темпа, музыкального размера и национальной принадлежности музыкального материала к ним. Если концертмейстер опытный и способен к импровизации, то достаточно одного показа упражнения педагогом во время урока, чтобы он определил необходимый характер и ритмический рисунок музыкального сопровождения. Музыкальный темп в начале обучения должен быть медленным, ритмический рисунок комбинации – простым, используемые музыкальные размеры – 2/4, 3/4, 4/4. К концу обучения темпы постепенно ускоряются, ритмический рисунок комбинации становится более сложным, с использованием всевозможных музыкальных размеров.

Основными приемами, которыми педагог пользуется при пояснении правил выполнения, а также образной, эмоциональной стороны танца, являются показ и рассказ. Показ особенно важен при пояснении техники исполнения движений и порядка исполнения комбинации. Новые движения показываются медленно, несколько раз и сопровождаются подробным устным объяснением. Комбинированные упражнения показываются в обычном темпе, характерном для определенного года обучения, один раз – под счет и второй раз – под музыку. Многократные исполнения комбинации педагогом не активизируют внимание и зрительную память учащихся, развитию которых должно уделяться большое внимание. Показ преподавателя должен помочь всем ученикам усвоить прежде всего единые технические приемы исполнения, поэтому он должен быть точным, музыкально правильным. Показ педагога может быть примером исполнительской манеры, но не должен рождать подражателей в лице учеников.

Ведущим звеном любой деятельности является цель, ибо ею определяется содержание, выбор средств и методов, а также результаты деятельности. Целевой установкой хореографического обучения является в первую очередь формирование личности, повышение исполнительского мастерства обучающихся, овладение ими практическими умениями и навыками, решение задач эстетического, нравственного и трудового воспитания.

Воспитательная цель отражает объективную потребность общества в человеке, соответствующем современному этапу общественного развития. Процесс воспитания личности в хореографическом коллективе осуществляется как в ходе обучения танцам, так и через общение членов коллектива в различных общих делах и мероприятиях. Он находится в неразрывной связи с процессом обучения и образования; это две стороны единой педагогической деятельности по формированию личности. Советский педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что образование без обучения невозможно. Это имеет прямое отношение и к педагогу-хореографу. Он обязан профессионально прививать каждому ученику общечеловеческие ценности добра, справедливости, честности.

При обучении хореографии воспитательная деятельность педагога имеет свою специфику. Если обучение ориентировано на овладение учащимися танцевальными знаниями, умениями, навыками, то воспитание – это формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения и общения внутри танцевального коллектива и вне его: в местах отдыха, в школе, в быту, в работе. Решая специфические задачи воспитания средствами танца, педагог рассматривает их как составную часть комплексного воспитательного процесса, который ведется в нашем обществе.

Перейдем к рассмотрению понятия «инновация». Инновация – это новое явление в образовании, возникшее в самый поздний период его развития. В учебном пособии «Педагогика» находим следующее определение: «Понятие „инновация” означает новшество, новизну, изменение: инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося» [8, с. 446].

В последние десятилетия под инновацией в целом понимается процесс создания, освоения, использования и распространения новшеств в образовании. Существенной характеристикой инновационных процессов являются идеи, выведенные из богатого традициями прошлого.

Применительно к образованию инновация – это процесс, способный внести целенаправленные изменения, чтобы улучшить его элементы.

Поэтому педагогическая инновация подразумевает:

– «введение в практику образования новшеств, позволяющих более эффективно решать назревающие проблемы» [1, с. 109];

– «целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), способствующие улучшению отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом;

– процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т. п.);

– поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление» [9, с. 122].

Кроме того, для успешной деятельности учреждения дополнительного образования необходимы непрерывное обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов обучения с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений (т. е. введение инноваций).

Новшества в хореографии воспринимаются педагогами как синтез классических и современных методик преподавания для достижения поставленной цели: эффективного получения обучающимися знаний, приобретения и совершенствования навыков для дальнейшего осваивания профессии, а также для создания и реализации творческих проектов.

Сегодня широко востребованы инновационные технологии, имеющие ярко выраженную социальную направленность, а также отвечающие индивидуальным потребностям молодого поколения и запускающие механизмы саморазвития личности, обеспечивая ее социальное становление.

Качественная подготовка учащихся невозможна без использования современных технологий. Данные новации направлены на переход к новым формам и методам обучения, ориентированным на формирование творческой личности, которая умеет сочетать теоретические задачи с различными вариантами их решения.

Инновационные методы заключаются в разработке новых авторских программ для работы с детьми, использовании в процессе обучения элементов игры и импровизации, применении видеотехнологий и преимуществ электронного обучения.

Следует заметить, что внедрение в учебный процесс интегрированных занятий, индивидуальных занятий с элементами импровизации является отличительной чертой современной хореографической практики.

Игра долгие годы остается главным и любимым занятием всех детей. Ребенок моделирует в ней свои отношения с окружающим миром, воспроизводит различные ситуации: в одних он лидирует, в других – подчиняется, в третьих – осуществляет совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. В игре происходит рефлексирование, самореализация, обучающийся принимает решение, за которое несет ответственность, раскрывает в себе творческое начало.

О. А. Степанова отмечает, что изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется прежде всего тем, что в игре органически сочетается занимательность, которая превращает процесс познания в доступное и увлекательное для школьников занятие, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения усвоение знаний становится более качественным и прочным [11, c. 37].

Педагогическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и педагогического результата, основанного на данной цели. Результаты обучения могут быть обоснованы, выделены в конкретном виде и вместе с тем характеризуются учебно-познавательной направленностью. Педагогические игры могут быть развивающими или дидактическими.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов [7, c. 64].

А. Н. Джуринский пишет о том, что игровые методы в хореографическом образовании способствуют выработке у обучающихся «рефлекса свободы», формированию сопричастности и сопереживания. Так, при раскрытии тем «Ранний возраст», «Дошкольный возраст», «Младший школьный возраст» используются сюжетно-ролевые игры, предполагающие обязательное перевоплощение детей в реальных или воображаемых литературных персонажей. Во время таких занятий в группе создается атмосфера эмоционального подъема, благодаря чему учащиеся получают возможность психологической разгрузки и полнее раскрывают свои способности. Этот вид деятельности обогащает этический и эстетический опыт детей, делает их более гармоничными и духовно совершенными. Кроме того, в них развивается способность к высокой активности, повышается желание фантазировать, реализуется умение анализировать различные жизненные ситуации, рассматривать проблему с разных позиций [4, с. 89].

Особую роль на современных занятиях хореографией играют информационные технологии и средства мультимедиа. Как указывает В. А. Соболь, в настоящее время инновационные образовательные технологии включают также использование цифровых, видео- и аудиотехнологий, спутникового радио и телевидения, компьютерных мультимедийных технологий, технологии искусственного интеллекта, интернет- и коммуникационных технологий, технологий виртуального моделирования реальностей и ряда иных. Информационные технологии предоставляют возможность использовать доступ в Глобальную сеть, эффективно осуществлять поиск и переработку информации, пользоваться почтовыми услугами Интернета. Использование мультимедийных технологий предполагает обращение к видеозаписи практических занятий для анализа и сравнения. Это дает возможность определить достоинства и недостатки работы, объективно оценить собственное исполнение; также дается установка на домашнее задание, мысленный повтор разученных комбинаций.

Кроме того, важно отметить, что В. А. Соболь рассматривает информационные технологии, с одной стороны, как педагогические инновации, с другой – как организационные инновации. Это связано с тем, что информационные технологии, с одной стороны, могут применяться в процессе обучения как образовательные, с другой – как вспомогательные [10].

М. Б. Дюжева, напротив, предлагает использовать видеозаписи и видеоролики в обучении танцам. С помощью видеозаписи можно показать обучающемуся ошибки, которые он допустил во время выполнении танцевального движения или в исполнении танца. Тематический видеоролик позволяет ребенку представить в полном масштабе и в завершенном виде изучаемые танцевальные элементы [5]

Эффективность применения мультимедиа и видеороликов в обучении школьников хореографии в качестве образовательных подтверждает и педагогический опыт А. В. Фроловой. Исследователь утверждает, что с помощью мультимедийных технологий резко повышается интерес учащихся к работе и их активность; развивается алгоритмический стиль мышления, формируется умение принимать оптимальные решения, действовать вариативно; учитель освобождается от лишней работы, появляется возможность творческой деятельности исходя из полученных результатов. Интерес учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности обусловлены тем, что компьютер позволяет делать занятия не похожими друг на друга [12].

Важное место на уроках современной хореографии, по мнению ряда исследователей, занимает технология обучения в сотрудничестве. Данная технология основана на индивидуально-групповой и командно-игровой деятельности. При индивидуально-групповой работе учащихся делят на небольшие подгруппы. Каждая подгруппа получает конкретное задание, к примеру, самостоятельное повторение разученных танцевальных элементов. При индивидуально-групповой работе возможна также индивидуальная работа в команде. Тогда участники каждой команды помогают друг другу при выполнении индивидуальных занятий, проверяют, указывают на ошибки.

Индивидуальная форма применяется при работе с солистами, наиболее одаренными детьми. Кроме того, она необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающих. Основным преимуществом данной технологии является воспитание в учащихся чувства толерантности, коллективизма.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий в образовательных учреждениях – это прежде всего формирование серьезного отношения обучающегося к своей жизни и здоровью. Приобретая знания о здоровье, развивая умения его оберегать и поддерживать, ребенок тем самым формирует свою валеологическую компетентность, которая позволяет ему в дальнейшем самостоятельно и эффективно вести здоровый образ жизни, оказывать элементарную медицинскую и психологическую помощь себе и другим.

Рассматривая здоровьесберегающие технологии на хореографических занятиях, можно выделить следующие целевые ориентации:

– формирование культуры здоровья у обучающегося;

– содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью как естественной основе умственного, физического и нравственного развития.

Упражнения на полу, или партерный экзерсис, позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу нескольких целей при работе с детьми любого возраста, не только дошкольного: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционным классическим и народно-сценическим экзерсисам у станка, требующим высокого физического напряжения. Упражнения партерного экзерсиса способствуют исправлению некоторых недостатков, помогают выработать выворотность ног, развивают гибкость суставов и улучшают эластичность мышц и связок. Для обучения сознательному управлению своими мышцами применяются упражнения с чередованием их напряжения и расслабления.

Выполнение упражнений партерной гимнастики может содействовать развитию мышечной силы, выносливости, подвижности суставов и других двигательных способностей, то есть также решает задачи общей физической подготовленности учащихся, а в связи с этим и их физического развития. Партерная гимнастика гармонично развивает силу различных мышечных групп, формирует умение напрягать и расслаблять мышцы в покое и в движении, дифференцировать мышечно-суставные ощущения по степени усилий, распределять положение отдельных частей тела в пространстве, содействует гибкости суставов. Некоторые из упражнений партерной гимнастики имеют специальную направленность, могут использоваться с лечебно-профилактической и коррекционной целью. Комплекс упражнений партерной гимнастики специальной направленности включает упражнения, направленные на формирование правильной осанки, профилактику и коррекцию ее нарушений и упражнения, направленные на профилактику плоскостопия. Упражнения партерной гимнастики содействуют воспитанию стереотипа правильного положения осанки. Упражнения для профилактики плоскостопия направлены на укрепление и повышение общей и силовой выносливости мышц и связочного аппарата, поддерживающих свод стопы, а также на исправление деформации стоп.

Под дыхательной гимнастикой в узком смысле подразумевают специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры. Эти упражнения в равной степени связаны с общеразвивающими упражнениями. При выполнении комплексов общеразвивающих упражнений необходимо научить учащихся следить за ритмом дыхания, важно научить правильному, экономичному, целесообразному дыханию. Упражнения дыхательной гимнастики помогают снять возбуждение и усталость, повысить работоспособность, избежать стрессовых ситуаций.

Освоить правильное дыхание позволяет комплекс дыхательных упражнений, который дает нагрузку на многие группы мышц, участвующих в процессе дыхания, способствует быстрому восстановлению дыхания после быстрого темпа занятия.

Сочетание традиционных методов обучения, таких как наглядный (практическая демонстрация) и словесный (объяснение), наряду с развитием общих физических, художественных, выразительных и исполнительских навыков, использование инновационных технологий расширяют возможности творческой реализации учащихся, помогают всесторонне подготовить будущего специалиста на протяжении всего периода обучения.

Обучение танцу представляет собой не только процесс овладения тем, что дано преподавателем, это сложный процесс познавательной деятельности, в котором происходит освоение обобщённого традиционного опыта, накопленного человечеством в виде знаний, и приобретения индивидуального опыта познания при помощи самостоятельного оперирования знаниями, овладения необходимыми навыками.

Процесс познания учащихся протекает в совместной деятельности с педагогом, под его руководством. Педагог направляет этот процесс в соответствии с возрастными возможностями и особенностями учащихся, он систематизирует, конкретизирует содержание обучения, придает логическое обоснование знаниям, которыми овладевают учащиеся, отталкиваясь от традиционных методов и форм обучения хореографии, а также намечает наиболее рациональные инновационные пути развития своих учеников.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время учреждения дополнительного образования встали в один ряд с общеобразовательными учреждениями по ведению инновационной работы. Пройдя частичное реформирование в последние годы и преодолев сложности в различные исторические периоды, учреждения дополнительного образования сохранили статус социального института, ведущая деятельность которого направлена на обеспечение полноценного процесса воспитания и развития личности. Наиболее эффективными в процессе обучения являются методы взаимодействия традиционных и инновационных педагогических подходов хореографического обучения.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Белкин, А. С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко. – Екатеринбург: Уральский ГПУ, 2005. – 208 с.
  2. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Рос. энцикл.; СПб.: Норинт, 1997. – 1456 с.: ил.
  3. Бурцева, Г. В. Танец и методика его преподавания: мастерство хореографа (технология профессионального обучения): учебное пособие для студентов очной и заочной форм обучения по направлениям подготовки (специальностям) академии / Г. В. Бурцева. – Барнаул: Изд-во Алтайской государственной академии культуры и искусства, 2012. – 311 с.
  4. Джуринский, А. Н. Развитие образования в современном мире / А. Н. Джуринский. – М.: Владос, 2004. – 239 с.
  5. Дюжева, М. Б. Инновационные и нетрадиционные педагогические технологии в обучении школьников хореографии / М. Б. Дюжева // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2015. – № 14. – С. 5–15.
  6. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. – СПб.: КАРО, 2001. – 368 с.
  7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2015. – 272 с.
  8. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
  9. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижеринков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448 с.
  10. Соболь, В. А. Инновационные подходы в обучении хореографическому искусству [Электронный ресурс] / В. А. Соболь. – Режим доступа: http://docplayer.ru/30590069-V-a-sobol-innovacionnye-podhody-v-obucheniihoreograficheskomu-iskusstvu.html
  11. Степанова, О. А. Игровая школа мышления / О. А. Степанова. – М.: Педагогика, 2013. – 128 с.
  12. Фролова, А. В. Мультимедиа как инновационные технологии в обучении школьников хореографии [Электронный ресурс] / А. В. Фролова. – Режим доступа: https://solncesvet.ru

 

 

Потемкина О. Н., Сыроватко Н. О. Традиции и инновации хореографического обучения в детских школах искусств

В статье рассмотрены традиционные и инновационные методы хореографического обучения в системе дополнительного образования. Проанализированы теоретические понятия «традиция» и «инновация». Раскрывается значимость деятельности школ искусств в целостной системе эстетического воспитания детей.

Ключевые слова: традиция, инновация, школы искусств, хореографическое образование, методы, формы обучения.

 

Potemkina O. N., Syrovatko N. O. Traditions and Innovations of Choreographic Education in Children’s Art Schools

The article discusses traditional and innovative methods of choreographic teaching in the system of additional education. We have analyzed the theoretical terms «tradition» and «innovation». We have revealed the significance of the activities of art schools in the holistic system of esthetic education of children.

Key words: tradition, innovation, art schools, choreographic education, methods, forms of teaching.